Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 490 
Next page End  

считать аномально высокой. Эксперты уже к 1994-1995 гг. прогнозировали обвальное
нарастание техногенных катастроф, которого до сих пор удается не допустить.
Мир в целом втягивается в глубокий глобальный кризис («кризис индустриализма»,
«третья волна цивилизации»), симптомами которого служат частичные кризисы –
экологический, энергетический, демографический, культурный и др. Россия – первая крупная
цивилизация, которая испытала на себе воздействие этого кризиса в его радикальной
форме. Наука России уже накопила большое, хотя еще недостаточно оформленное, знание
о поведении технологических, социальных и культурных систем на изломе, при
крупномасштабных переходах «порядок-хаос». Развитие и формализация этого знания,
которое совершенно по-новому ставит многие фундаментальные вопросы, важно для самой
России, но не в меньшей степени – и для мирового сообщества.
Пока что функция систематизации, теоретической обработки и представления знаний о
небывалом кризисе, который переживает Россия, выполняется неудовлетворительно.
Во-первых, имеются большие методологические трудности для ученых, которые наблюдают
кризис «изнутри» и не могут в достаточной мере отвлечься от этических оценок. Во-вторых,
вся общественная жизнь в России слишком идеологизирована, что ограничивает свободу
исследований и дискуссий. В результате общество и государство не получают тех знаний о
кризисе, которые наука уже могла бы предоставить. А мировое сообщество (прежде всего
научное) имеет весьма искаженное представление о происходящих в России процессах.
Россия живет в быстро изменяющемся мире, который к тому же создает огромный
запас новых знаний о природе и человеке. Знания из этого мира и о нем, необходимые для
развития и самого существования России, поступают в нее извне по механизму push-pull
(«тяни-толкай»). Только сильная и структурно полная отечественная наука может служить
тем механизмом, который «втягивает» в страну нужное для нее знание из всей мировой
цивилизации. Страны, не обладающие таким механизмом, получают отфильтрованное и
искаженное знание, утрачивают реальную независимость и вовлекаются главными
мировыми державами и их блоками в их орбиту в качестве «материала».
Пока что эта функция выполняется недостаточно удовлетворительно – в основном по
тем же причинам, что и предыдущая. Ученые России – социальная группа, проявившая
исключительно высокую активность в перестройке и сама подпавшая под влияние созданных
в это время идеологических мифов евроцентризма. В результате восприятие, осмысление и
изложение знаний о процессах, происходящих в мире, носят сегодня заметную
идеологическую окраску, искажающую информацию.
Особая роль науки в условиях кризиса.  Указанные выше стороны бытия
отечественная наука обеспечивает знанием в любые периоды – и стабильные, и переходные.
В настоящее время Россия переживает период нестабильности, кризиса и переходных
процессов. В это время на науку возлагаются совершенно особые задачи, которые в очень
малой степени могут быть решены за счет зарубежной науки, а чаще всего в принципе не
могут быть решены никем, кроме как отечественными учеными.
Например, в условиях кризиса и в социальной, и в технической сфере возникают
напряженности, аварии и катастрофы. Обнаружить ранние симптомы рисков и опасностей,
изучить причины и найти лучшие методы их предотвращения может лишь та наука, которая
участвовала в формировании этой техносферы и этой социальной системы и «вела» их на
стабильном этапе. Если мощность науки во время кризиса недостаточна, число техногенных
и социальных катастроф будет нарастать, а расходы на устранение последствий будут расти
в непредсказуемых масштабах.
В условиях острого кризиса возникает необходимость в том, чтобы значительная доля
отечественной науки перешла к совершенно иным, нежели обычно, критериям принятия
решений и организации – стала деятельностью не ради «увеличения блага»
, а ради
«сокращения ущерба» . Это задает особое направление в оценке эффективности. Оценки по
необходимости должны носить сценарный характер и отвечать на вопрос: «Что было бы,
если бы мы не имели знания о данной системе или процессе?»
Hosted by uCoz