Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 490 
Next page End  

органы управления наукой самой этой проблемы «не замечают».
Заключение. Главный критерий оценки состояния науки страны сегодня
возможность ее воспроизводства (восстановления) после выхода из кризиса, а вовсе не ее
способность «создавать конкурентоспособные технологии». Для восприятия этого
критерия и вытекающей из него оценки необходимо, однако, разобраться в культурных и
организационных особенностях российской науки. Но главный критерий – не единственный.
Противоречивость ситуации состоит в том, что в выборе решений приходится
следовать двум разным группам критериев: с одной стороны, необходимо гарантировать
сохранение «генетического механизма» науки России с тем, чтобы после преодоления
кризиса она могла быть возрождена в необходимом объеме и с необходимой структурой. С
другой стороны, как раз в течение критического переходного периода резко возрастает
необходимость в научном знании, добытом именно отечественными учеными – то есть,
потребность в активно действующей, актуальной науке.
Между этими двумя задачами существует противоречие. Оно заключается в том, что
эти задачи решаются по-разному и обе требуют значительных средств. Они конкурируют за
ресурсы. Сохранение «генофонда», матрицы большой научной системы – задача консервации
. Это требует снижения активных процессов, сокращения продуктивной деятельности, что
можно уподобить анабиозу – эта часть науки должна впасть в спячку и «сосать лапу».
Подлежат сохранению не обязательно наиболее продуктивные и дееспособные сегодня
структуры, а те, которые легче переносят экстремальные трудности, сохраняя при этом
культурный тип российской науки.
Напротив, активно производить в нынешних условиях конкретные знания лучше могут
менее живучие, временные группы и лаборатории, способные срочно мобилизовать весь
свой ресурс, «выложиться», как в спринте. Таким образом, должны быть разработаны и
реализованы две принципиально разные и конкурирующие за ресурсы программы (хотя
некоторые блоки их будут совпадать и, в общем случае, таким «двоедышащим» программам
при прочих равных условиях должен отдаваться приоритет).
С точки зрения перечисленных выше функций отечественной науки имеющаяся
сегодня в наличии система является недостаточной как по масштабам, так и по структуре.
Тенденции изменения этой системы при продолжении происходящих в ней процессов
являются в целом неблагоприятными. Положение, однако, не ухудшилось необратимо,
главные элементы научного потенциала сохранены, при восстановлении общественного
строя, совместимого с жизнью страны, Россия в короткий исторический срок сможет
восстановить и развить отечественную науку до необходимого уровня.
Через процессы самоорганизации уже произошло «спорообразование» части научных
коллективов – они перешли из дееспособного, продуктивного состояния в состояние
«анабиоза» – выживания при очень малом расходе ресурсов. Даже исчезновение многих
школ и направлений нередко является лишь видимым, «административным» – в стране еще
сохранились обладающие знаниями и опытом люди, они могут быть вновь собраны в живую
лабораторию.
Однако процессы разрушения нелинейны, и положение может измениться быстро и с
возникновением автокатализа – самоускорения под действием продуктов разрушения.
Необходима постоянная рефлексия научного сообщества и хотя бы внутренний диалог,
освобожденный от идеологических пристрастий.
Глава 22. Льготы и их функции в сложном обществе
Летом 2004 г. в Госдуме был принят, а в Совете Федерации утвержден закон о
“монетизации” льгот – традиционное предоставление льготным категориям граждан ряда
благ в натуральном  выражении заменили денежными выплатами. Власть настояла на своем,
большинство населения, судя по многим признакам, с этой акцией было не согласно. Возник
Hosted by uCoz