Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 490 
Next page End  

показалось театром абсурда, просто сознательной ликвидацией нормального среднего
образования. Уже не было физики, химии, географии, а был, например, модуль под
названием «Вода и водная проблема в Кении». В нем вскользь давались кое-какие сведения о
воде – а потом просто идиотская проблема «воды в Кении». Почему, кстати, испанские
подростки должны обсуждать проблемы неизвестной им Кении, когда в самой Испании
всегда стояла и сегодня стоит жгучая проблема с водой? Но главное, конечно, это сам отказ
от дисциплинарного («университетского») строения всей картины мира.
Теперь систему образования, основанную на мозаичной культуре, на Западе
распространяют и на университет. Даже Ю.Афанасьев, перестройщик каких мало,
отзывается об этом процессе как-то неуверенно. Он говорит формальные вещи, но за ними
слышны принципиальные сомнения, которые он, как почетный антисоветчик, стесняется
высказать открыто. Он говорит в интервью: «Дело в том, что болонская модель, кроме
двухуровневой структуры высшего образования предполагает две базовые вещи: модульный
подход и кредиты. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и
введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых
дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных
традиционных формах»254.
К чему лукавить, «архаичные традиционные формы» присущи университетской
культуре, модульный подход – мозаичной культуре. Для России переход к болонской модели
означает прерывание всей ее исторической культурной траектории. Дрогнула рука сделать
еще и этот контрольный выстрел?
Так и продолжает Ю.Афанасьев скользить по вопросу: «Если вдуматься, переход на
модульный принцип организации учебного процесса оказывается невозможен, так как он
противоречит стандартам, утвержденным в России. Российские стандарты составлены
попредметно. И здесь прежде всего потребуется перекройка всей системы довузовского
образования, что вообще выпускается из виду. Пути решения, направления стыковки здесь
не найдены. И следом возникает другая серьезная проблема – социальная, кадровая, если
хотите… Примерно на одну треть придется сокращать состав преподавателей, а это,
согласитесь, для всех непростая и крайне болезненная операция».
Мол, если уж убиваете, то не так болезненно. Хоть морфию дайте… Но зря думает
Ю.Афанасьев, что «перекройку довузовского образования выпустили из виду». Не
выпустили, а как раз и ведут, не мытьем так катаньем – никуда М.Филиппов не делся и своей
работы не прекратил.
И на фоне всей этой суеты с «интеграцией в образовательное пространство Европы»
звучат успокаивающие слова Послания В.В.Путина Федеральному собранию РФ 2004 г.:
«Хочу подчеркнуть: российское образование – по своей фундаментальности – занимало и
занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно
недопустима».
Глава 25. Учебный материал: ирония судьбы Эльдара Рязанова
или образ интеллигента без рефлексии
Бывший советский кинорежиссер Эльдар Рязанов стал при Ельцине придворным
деятелем кино, в Новогодние праздники его фильмы идут сразу по нескольким каналам
телевидения. О нынешних конъюнктурных фильмах говорить не будем, – это, мягко говоря,
явление упадка. Но старый фильм «Ирония судьбы или с л¸гким паром» люди смотрят с
удовольствием.
Сейчас, когда сюжет фильма знаком до мелочей, начинаешь видеть в нем второй план,
возникающий при сравнении показанной в нем реальности 70-х годов с нынешней
реальностью – и одновременно с траекторией самого Э.Рязанова. В этом фильме стала видна
не ирония, а какое-то сатанинское издевательство судьбы – над жизненными установками
Э.Рязанова и, косвенно, его любимых героев.
Hosted by uCoz