Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 490 
Next page End  

Когда мы смотрели «Иронию судьбы» в сытые застойные времена, мы и не замечали,
как многозначительно представление интеллигентных героев фильма о природе социальных
благ. Зато сегодня их реплики выглядят как философские утверждения. Мы уже говорили,
как оба героя – врач из районной поликлиники и учительница – соглашаются в том, что
зарплата у них меньше, чем того заслуживают их профессии. При этом они как будто не
замечают, что оба только что получили бесплатно просторные квартиры в хороших домах.
Известно, в каком доме около метро «Юго-Западная» в Москве снимался фильм, вот и
возьмем нынешнюю рыночную цену этой квартиры – 100 тыс. долларов. Это эквивалентно
зарплате нынешней учительницы за 100 лет работы. Нет, такую добавку к их зарплате ни
учительница, ни врач 70-х годов не замечают. Как не замечают они и того, что на ту их
«маленькую» зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на
самолете, взять такси и т.д. Они, как дети, не знают, что все это стоит больших невидимых
денег, которые и даются им в виде благ как часть платы за их труд для общества.
Допустим, страна сегодня пока что лишь подвигается на грань катастрофы, не будем
спорить с оптимистами. Но уютный мирок героев фильма уничтожен, причем жестоко, под
корень, даже с глумлением – в том числе благодаря усилиям Э.Рязанова, Б. Ахмадулиной и
прочих «певцов за сценой». Культурный тип, воспетый Э.Рязановым и соблазнивший
немалую часть интеллигенции, стерт с лица земли. Нет уже здесь места для получения
бесплатных квартир, для тонкости и гордости, для нюансов и недомолвок, для
«сумасшедших поступков» на зарплату учительницы. Если ты честен – будешь вынужден
вести жестокую борьбу за пропитание и жизнь твоих детей. А значит, станешь «как
железные гвозди простым».
Эти тонкие интеллигенты с их лирическими камерными песнями под гитару были
одним из украшений нашей жизни, и мы их искренне любили. Но их создатели встроили в
них, как в гомункулов, ген саморазрушения. А от него пошел вирус, заразивший и их коллег.
Плебеи поднимутся, а этих сломали. Когда еще мы сможем позволить себе роскошь снова
вырастить такие нежные цветы?
Интересно, понимает ли Э.Рязанов, что он участвовал в убийстве своего идеального
создания – или, отряхнув его прах с ног, он стал к таким мелочам нечувствительным?
Когда в Интернете мы обсуждали первый вариант этой статьи, тема незаметно
расширилась, и много говорили о странном художественном бесплодии в нынешних
условиях как раз тех элитарных деятелей культуры, которые боролись за свободу от
советского тоталитаризма. Вспомнили и надрывный, двусмысленный праздник «элиты» в
новогоднюю ночь, показанный по телевидению. Один из виртуальных собеседников
написал:
«Эти люди, в огромном своем большинстве, были на стороне врага в русской трагедии
или, по крайней мере, приняли его сторону, стали частью сатанинского порядка,
насаждаемого на обломкаx СССР. Фактически, подписали договор с нечистым. А это
творческим расцветом, мягко говоря, не чревато – совсем наоборот. Мне кажется, что
демократическая революция станет таким уроком всем русским людям, величину которого
мы даже сейчас не вполне можем себе представить. Повседневная жизнь, „социальное
бытие“ как никогда близко подошли у нас к бытию потустороннему, инфернального
характера. „Творческая элита“ наxодится уже на тонкой грани между этими мирами. Отсюда
– и выражение их рож. Ведь лицо, как известно, зеркало души. Самое интересное, что сама
„элита“, кажется, не вполне это понимает».
Глава 26. Учебный материал: воспоминание без рефлексии
Все согласны с тем, что мы переживаем большую Смуту. Уже 15 лет, как у нас
«разруха в умах» – духовная болезнь в открытой форме. Результатом ее стал распад страны,
глубокий кризис и вымирание населения. А поскольку причин болезни мы никак не выявим,
то и лечить ее не можем – мы таем на глазах, несмотря на временные улучшения.
Hosted by uCoz