Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 490 
Next page End  

провал, скорее, закрывается, чем углубляется. Однако усиливается давление на массовое
сознание самого бытия «цивилизации трущоб». Мы переживаем эпоху столкновения
противодействующих процессов, многие из которых находятся вблизи от критических точек.
Глава 27. Мышление интеллигенции и поддержка экономической
реформы
В России делается или как минимум декларируется попытка вместить ее хозяйство и
государственность в структуры либеральной экономики и государственности («вернуть в
лоно цивилизации»).
А.Н.Яковлев, ратуя перед выборами в июне 1996 г. за Ельцина, похвастался, обращаясь
к интеллигенции: «Впервые за тысячелетие взялись за демократические преобразования.
Ломаются вековые привычки, поползла земная твердь»258. Что поползла, мы и сами
замечаем. Важно, что «архитектор перестройки» и идеолог ельцинизма открыто признал:
объект уничтожения – вовсе не коммунизм, не краткий миг советской власти. Рушат
тысячелетнюю Россию . Народ не просто ввергают в бедность, ломают его вековые
привычки, из-под ног выбивают земную твердь.
А.Д.Сахаров в “Предвыборной платформе” в феврале 1989 г. в первом пункте прямо
декларировал как цель смену всей экономической основы жизнеустройства: “Ликвидация
административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными
регуляторами и конкуренцией… Свободный рынок рабочей силы, средств производства,
сырья и полуфабрикатов»259.
Речь здесь идет о смене общественного строя, причем радикальной («ликвидация», а не
реформирование). В основу нового общества предлагается положить конкуренцию, а не
сотрудничество – то есть, имеется в виду вовсе не «социализм с человеческим лицом», не
«конвергенция» и даже не социал-демократия шведского типа, а именно «дикий капитализм»
(как пишут либеральные философы, «палеолиберализм»). Свободный рынок рабочей силы!
Даже без профсоюзов, коллективных договоров и трудового законодательства.
Интеллигенция, которая аплодировала Сахарову, получила от него совершенно ясную и
четкую программу, так что ее аплодисменты означали одобрение этой программы – утопии
дикого капитализма в уже индустриальной России260. Так эти аплодисменты и
воспринимались.
Какие только метафоры не придумывали, чтобы подавить в людях сомнения и вопросы.
Вот пример: «Перед Россией стоит историческая задача: сточить грани своего квадратного
колеса и перейти к органичному развитию… В процессе модернизаций ряду стран второго
эшелона капитализма удалось стесать грани своих квадратных колес… Сегодня, пожалуй,
единственной страной из числа тех, которые принадлежали ко второму эшелону развития
капитализма, и где колесо по-прежнему является квадратным, осталась Россия, точнее
территория бывшей Российской империи (Советского Союза)»261. И эта претенциозная муть
– в элитарном журнале Академии наук.
Проект этот по глубине несопоставим с революцией Октября 1917 года. Строго говоря,
Октябрьская революция в некотором смысле была «реставрацией» после того, как в Феврале
кадеты пустили революцию по буржуазно-либеральному пути.
Этим и объясняется переход на сторону красных большого числа видных российских
консерваторов и массовый переход рядовых членов Союза русского народа
(«черносотенцев»). Сергей Булгаков в своем трактате «На пиру богов», в котором он
«моделировал» расстановку социальных сил в революционной России, представил этот
взгляд в рассуждениях Генерала: «Уж очень отвратительна одна эта мысль об окадеченной
„конституционно-демократической“ России. Нет, лучше уж большевики: style russe, сарынь
на кичку! Да из этого еще может толк выйти, им за один разгон Учредительного собрания,
этой пошлости всероссийской, памятник надо возвести. А вот из мертвой хватки господ
кадетов России живою не выбраться б»262.
Hosted by uCoz