Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 490 
Next page End  

В официальном Докладе так говорится о принципиальной непригодности рыночных
механизмов для обеспечения стабильной работы централизованного теплоснабжения:
“Распространено мнение, что рыночные механизмы должны автоматически обеспечивать
повышение эффективности использования топлива и энергии. Но реальная жизнь
показывает, что это не так… Тепло является на редкость нерыночным товаром: его нельзя
накопить на складе продавца, от него не может отказаться и потребитель. В теплоснабжении
чрезвычайно затруднена конкуренция. Поэтому организация управления такой отраслью в
рыночных условиях, способствующих массовой коррупции, является чрезвычайно трудной
задачей…
Критерии надежности энергоснабжения и экономической выгоды не совпадают. С
точки зрения надежности теплоснабжения необходимо производить модернизацию и замену
изношенного оборудования, с точки зрения быстрой разовой прибыли выгодно работать до
полного износа”292.
О каком свободном рынке может идти речь, если в данной конкретной сфере хозяйства
невозможна конкуренция! Поразительно то, что когда где-то действительно удается создать
ячейку частнокапиталистического уклада в теплоснабжении и сразу обнаруживается вся
абсурдность рыночных принципов в этой сфере, власть, вплоть до самых высоких уровней
правительства, имитирует наивность и «непонимание». Как будто не те же самые чиновники
и политики требуют от теплоснабжения отношений купли-продажи. Вот маленький казус,
возникший в ходе летней (2003 г.) проверки готовности теплоснабжения к зиме. Его излагает
официальная «Российская газета» и комментирует зам. председателя Госстроя РФ:
«Эксперты оказались в растерянности. Выяснилось, что жителям двух городков
Иркутской области – Черемхово и Слюдянка – грозят не только морозы, но и новоявленные
капиталисты от ЖКХ, с которыми никто не знает, что делать. Тепло в дома подается здесь
исключительно частное. Каждый из этих городков обогревает по одной приватизированной
котельной, сообщил замглавы Госстроя Леонид Чернышев. Однако владельцы решили их
продать: на кочегарах много не наваришь. Они направили местной администрации
предложение приобрести котельную за 30-40 млн. рублей. Власть не поверила. Но когда
иркутские капиталисты пригрозили разобрать свою собственность на кирпичи и пустить их с
молотка, направили запрос в местную прокуратуру. Та констатировала: отнять котельные
нельзя, приобретены на законных основаниях. На днях вмешался и Госстрой, который
запросил в МАП России: правомочны ли частники? Если выяснится, что – да, придется
ведомству просить кабинет министров выделить деньги и на покупку этих котельных»293.
Неужели наш честный интеллигент-либерал не видит, что реализация его идей создала
ситуацию абсурда? Жулик, наверняка получивший старую котельную почти даром, теперь
требует за нее от прежнего хозяина миллион долларов, шантажируя тем, что осенью сломает
этот единственный в городке источник тепла. И прокуратура считает, что этот жулик прав. А
«эксперты в растерянности»! Понимание рынка и частной собственности, которое навязали
обществу наши приватизаторы (подозреваю, что небескорыстно), несовместимо не только с
нормами рациональности, но и с жизнью.
Поддержка рыночной реформы как разрыв с культурой России. В связи с переходом к
рынку сразу возник раскол в обществе. Здесь мы говорим не о тех социальных
противоречиях и конфликте интересов, которые возникли в ходе реформы, а о конфликте
ценностей, представлений о благой жизни. И о том, что сознание нашей интеллигенции было
закрыто странным когнитивным (познавательным) фильтром, который не позволил этот
конфликт увидеть и осмыслить.
Давно, с начала ХХ века стало понятно, что капитализм (рыночная система) – это
особая, уникальная культура 294. Совмещение ее с иными культурами – огромная и сложная
проблема. Наши реформаторы и пошедшая за ними часть интеллигенции эту проблему
просто игнорировали. Известно, что Россия не испытала религиозной революции, сходной с
Реформацией в Западной Европе. У нас не возникло “протестантской этики”, которая
духовно освящала бы наживу. Заставить людей, воспитанных в православии (да и исламе),
Hosted by uCoz