Navigation bar
  Print document Start Previous page
 438 of 490 
Next page End  

Идея, будто существует какое-то единственно правильное представление о свободе –
примитивное идеологическое клише, часть технологии манипуляции сознанием.
Американский исследователь СМИ Г.Шиллер пишет: “Самым крупным успехом
манипуляции, наиболее очевидным на примере Соединенных Штатов, является удачное
использование особых условий западного развития для увековечения как единственно
верного определения свободы языком философии индивидуализма… На этом фундаменте и
зиждется вся конструкция манипуляции” (Г.Шиллер. Манипуляторы сознанием. М.:
Прогресс. 1980. С. 29).
38
Это обращение апостола Павла Гоголь повторяет в своих записках неоднократно. Он
напоминает: «Все великие воспитатели людей налагали долгое молчание именно на тех,
которые владели даром слова, именно в те поры и в то время, когда больше всего хотелось
им пощеголять словом и рвалась душа сказать даже много полезного людям».
39
В своем предисловии к «Черной книге коммунизма» А.Н.Яковлев дает совет
демократам провести «деанархизацию», которой якобы отличался советский строй. Это
входит в его гениальную формулу Семь «Д» . Под это он подводит историософскую и
антропологическую базу – русские, мол, до свободы не доросли. Он пишет: «Следует
обратить внимание на одно чисто российское явление. В сущности, вся освободительная
борьба в прошлом шла под лозунгом „воли“, а не „свободы“. „Воля“ – это свобода для меня,
а потом для другого. „Свобода“ – это свобода прежде всего для другого, что и дает свободу
всем». Это рациональность интеллектуального наперсточника, манипулирующего
понятиями. Но масса образованных людей ему внимала с уважением.
40
Н.Бердяев. Душа России. М.: 1990. С. 12.
41
Длугач Т.Б. Дидро. М.: Мысль. 1986.
42
Заметим, что на этапе перестройки наши рыночники любили опереться на Маркса. Да,
у него деньги – чистый всеобщий эквивалент меновых стоимостей. Чистые отношения
купли-продажи и есть “свобода” в западном понимании – никакой соборности, полная
атомизация. Л.С.Мамут так цитирует Маркса: “Если экономическая форма, обмен, полагает
всестороннее равенство субъектов, то содержание, субстанция, как индивидуальная, так и
вещественная, которая побуждает к обмену, полагает свободу. Таким образом, в обмене,
покоящемся на меновых стоимостях, свобода и равенство не только уважаются, но обмен
меновыми стоимостями представляет собой производительный, реальный базис всякого
равенства и всякой свободы. Как чистые идеи, равенство и свобода представляют собой
Hosted by uCoz