Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 490 
Next page End  

мы должны ожидать ее обязательно в таких областях противоречивого и неоднозначного
знания, как экономика и политика.
Множество кризисов, в которые погружается наше общество, представляет собой
болото искусственного происхождения. Утонуть в нем можно только лежа. Дать топографию
болота кризиса на нашем участке, показать наличие горизонта, подняв человека с брюха на
ноги, – цель настоящего обзора”98.
Как известно, поднять советского человека “с брюха на ноги” в созданном
искусственно болоте не удалось – не позволили. Сейчас мы изучаем этот случай уже как
патологоанатомы – делаем вскрытие ради того, чтобы извлечь урок на будущее.
И главный урок состоит в том, что значительная часть интеллигенции, из чисто
конъюнктурных соображений поддерживая антигосударственные антисоветские движения (в
частности, экологическое), пошла на то, чтобы “ради идеи” пожертвовать рациональностью.
Она удивительно легко отказалась от ценностей, данных ей образованием и историческим
опытом – способностью выстроить причинно-следственные связи, “взвесить” явления и
интересы, оценить достоверность утверждений, выслушать иную точку зрения и сделать
ответственные логичные умозаключения.
Когда в конце 80-х годов с помощью экологических демонстраций и психозов
подрывали советский строй, уже было нетрудно видеть, что на смену ему, со всеми его
дефектами, может прийти только строй, производящий экологическое бедствие . Ибо
осколки СССР, за исключением привилегированного союзника Запада по холодной войне
Прибалтики, имеют шанс попасть только в зону периферийного капитализма – с неминуемой
архаизацией  хозяйства и быта большинства населения. А один из способов пропитания у
населения таких зон – продажа или сдача в аренду богатым странам своих экологических
ресурсов (в виде территории для захоронения отходов или размещения грязных
производств). Не видеть этой перспективы образованные люди просто не могли. И им
пришлось забыть все то, чему их учили, в том числе навыкам мышления.
В обзоре упомянутого в начале раздела экологического конгресса сказано: “Если
задуматься над нашей российской ситуацией, то особый интерес представляет гипотеза
П.Леруа (Нидерланды) и А.Блоуэрса (Великобритания). Экологическое неравенство
человеческих сообществ и территорий, говорят они, проявляется в феномене
“периферизации”. Общества пространственно и социально все более дифференцируются на
экологически привлекательные (здоровые) и опасные (“нежелательные”). в последних
концентрируются атомные электростанции, химические производства, свалки, отстойники и
могильники радиоактивных отходов и другие экологически вредные формы деятельности.
Эти устойчивые “периферийные” зоны не только малопригодны для жизни, но и
экономически отсталы и политически безгласны. Культивируемые в них формы
деятельности в основном регулируются извне (государством, транснациональными
корпорациями), а местные власти или слабы, или коррумпированы, чтобы противостоять
этому процессу. Такая ситуация “внутренней провинции” (которая пространственно может
возникнуть совсем рядом с крупнейшими городами) стимулирует социальный протест
местного населения, активизирующий традиционные структуры социальной интеграции
(родство, соседство). Последние, казалось бы, давно аннигилированы процессом
модернизации. Вместе с тем рост безработицы и политической безгласности вынуждает
местное население соглашаться на любой труд и закрывать при этом глаза на сопряженный с
ним риск для здоровья и жизни”99.
Глава 8. Сдвиг от реалистического сознания к аутистическому
Большое место в сознании занимает воображение , особенно создание фантастических
образов, способных увлечь массы людей и приглушить в них чувство ответственности. В
этом состоянии они обретают особый тип мышления –
аутистического 100. Именно этого
сумела достичь в годы перестройки идеологическая машина.
Hosted by uCoz