Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 537 
Next page End  

надо будет составить полную картину различных симптомов и их конфигурацию. Хотя Фелиция
нуждалась в помощи в связи с вполне конкретными проблемами в школе и со сверстниками, но чтобы
сделать правильный прогноз и выбрать лечение, необходимо учесть ее сильные и слабые стороны.
После описания начальной картины предъявляемых жалоб надо определить, соответствует ли
это описание одному или нескольким психическим расстройствам. Диагностика — это анализ
информации и выводы о природе и причинах проблем, или постановка формального диагноза.
Соответствует ли Фелиция стандартным диагностическим критериям депрессивных расстройств, и если
да, что могло быть тому причиной?
Термин «диагноз» имеет два различных значения, что может вызвать путаницу. Таксономический
диагноз фокусируется на формальном отнесении случая к конкретной категории из системы
классификации заболеваний, такой как, например, DSM-IV-TR (АРА, 2000), или из эмпирически
выявленных категорий (что обсуждается ниже в этой главе) (Achenbach, 1998). Во втором случае имеет
место более широкое понимание диагноза как анализа проблем, при этом диагностика рассматривается
как процесс сбора информации, и используется для понимания природы проблем индивида, их
возможных причин, выбора методов терапии и оценки результатов. Этот более широкий взгляд на
диагностику почти синонимичен термину обследование.
Таким образом, обследование в случае Фелиции включает всестороннюю оценку ее состояния,
истории жизни и заболевания, включая формулирование выводов об истории развития девочки,
возможных причинах расстройств, силе, уязвимости ее психики, вариантах терапии, а также
определение прогноза. Кроме того, может быть поставлен и формальный
диагноз тяжелого
депрессивного расстройства (см. главу 8 «Расстройства настроения»). Это означает, что Фелиция
обладает характеристиками, которые свойственны подросткам с таким расстройством
(таксономический диагноз).
Как мы уже обсуждали в главе 3 «Исследования», если признаки разных расстройств
проявляются у одного индивида, имеет место коморбидность. Диагноз же одного из расстройств
(скажем, депрессии) может свидетельствовать о вероятности наличия и другого расстройства (скажем,
тревожности). Примерами некоторых коморбидных расстройств может быть сочетание поведенческого
расстройства и дефицита внимания/гиперкинетического расстройства, аутизма или умственной
отсталости, детской депрессии и тревожного расстройства.
Прогноз и планирование терапии. Прогноз это формулирование предположений о
поведении в определенных обстоятельствах. Если Фелиции не будет оказана помощь в решении ее
проблем, что с ней произойдет в будущем? Ослабнут ли проблемы с возрастом?
Естественно, что родители и окружающие хотят узнать, каковы возможные краткосрочные и
долговременные последствия для их ребенка, и какие события могут на них повлиять. Вспомните, ведь
многие детские проявления — страхи, беспокойство, ночное недержание мочи — обычны для
определенного возраста, так что любое решение по поводу терапии должно быть основано на
корректном прогнозе. Врачи должны оценить вероятность того, что произойдет в случае принятия
терапевтических мер или без них — все останется по-прежнему, улучшится или ухудшится, а также
решить, какой курс терапии следует выбрать.
Кроме того, терапия детей и подростков фокусируется в основном на помощи их развитию, а не
на простом устранении симптомов или возврате к предшествующему уровню функционирования. В
случае Фелиции, например, обследование выявило тот факт, что девочка обладает слабыми
социальными навыками, а план вмешательства был сосредоточен на попытках согласованного обучения
этим навыкам с целью смягчения трудностей в социальных контактах. Кроме того, основанный на
тщательном обследовании прогноз может служить источником информации для родителей и
окружающих, напоминая о том, насколько важно предпринять действия немедленно, чтобы снизить
вероятность возникновения серьезных проблем в будущем.
Планирование терапии подразумевает использование полученной в процессе обследования
информации для составления плана терапии и оценки его действенности. Мать Фелиции оставляет
девочку дома, когда она жалуется на боль в животе. Она делает за Фелицию работу но дому.
Подсказывает ли эта информация возможный ход действий? Девочка считает, что у нее ничего не
получается. Если помочь ей изменить это мнение, а также другие ложные убеждения, устранит ли это
депрессивное состояние? Если действие предпринято, то как можно определить, имеет ли оно
желаемый эффект?
Планирование терапии может включать дальнейшую спецификацию и измерение возможных
причин возникновения проблем, определение ресурсов ребенка и семьи, необходимых для достижения
Hosted by uCoz