Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 537 
Next page End  

позитивные черты, не объясняя подробно своих переживаний; признавала нарушения сна. Фелиция
отрицала тревожные и панические приступы, суицидные или агрессивные мысли, намерения или планы.
У нее не обнаружены перцептивные или мысленные нарушения. Она ориентирована в собственной
личности, времени и месте (т е. знает время и день недели, кто она и где находится) (Kolko, 1987, с.
160).
Неформальные наблюдения, сделанные в процессе обследования психического статуса,
позволяют выделить те аспекты поведения и условия, которые необходимо подвергнуть более глубокой
оценке при помощи сфокусированного обследования поведения или формальных психологических
тестов. Что можно узнать из обследования психического статуса Фелиции? У нее замедленный темп
речи. Она почти не вступает в контакт глазами, не проявляет в разговоре активности и говорит о
нарушении сна. Эти наблюдения соответствуют жалобам Фелиции на депрессию и предполагают
наличие депрессивного расстройства. Однако для подтверждения или опровержения этого диагноза
необходима дополнительная информация, полученная посредством структурированного интервью или
анкет; кроме того, должны быть подвергнуты обследованию и другие аспекты ее личности, связанные с
социальной тревогой и дефицитом социальных навыков.
Полуструктурированное интервью. Большая часть интервью, проводимых с детьми и их
родителями, имеет неструктурированный характер; это значит, что специалист использует
предпочитаемый им стиль интервью для освещения интересующих его вопросов в неформальной и
гибкой манере. Неструктурированное клиническое интервью является богатым источником
клинических гипотез. Однако недостаток стандартизации может привести к низкой надежности и
селективному или смещенному сбору данных. Поэтому для получения конкретной информации и
полного освещения специфических
проблем клиницисты иногда используют полуструктурированные
клинические интервью.
Полуструктурированное интервью включает специфические вопросы, сформулированные в
целях последовательного и независимого сбора информации. Полуструктурированное интервью можно
проводить на компьютере, что интересно для многих детей постарше и подростков и кажется не столь
угрожающим, как личное интервью. К тому же такое интервью позволяет прояснить все важные
вопросы, которые могут возникнуть в процессе разговора.
Эффективность использования полуструктурированного интервью может быть нарушена из-за
плохого контакта между ребенком и специалистом, особенно если интервью проводится слишком
жестко. Дети и подростки могут быть не склонны делиться важной информацией, которая не имеет
прямого отношения к вопросам анкеты. Полуструктурированное интервью с соответствующими
модификациями, которые упрощают процесс опроса, является надежным и чрезвычайно полезным
средством (Edelbrock, Crnic & Bohnert, 1999). В табл. 4.3 приводятся примеры вопросов такого
интервью для подростков с проблемами питания.
Таблица 4.3. Вопросы полуструктурированного интервью для детей и подростков с
проблемами питания
Текущие особенности питания:
- Меняются ли ваши привычки питания день ото дня? - Вы чувствуете, что выедите не так, как
другие?
Специфические проблемы питания:
- Избегаете ли вы есть пищу, которую любите?
- Вы когда-либо ели тайно?
Отношение к еде и питанию:
- Испытывали ли вы когда-либо чувство вины после принятия пищи?
- Как вы думаете, вы можете контролировать свое питание?
Представление о собственном теле:
- Вы все время думаете о том, чтобы похудеть?
- Вы боитесь набрать избыточный вес?
Вес:
- Изменился ли ваш вес за последние 3 месяца? Если да, то насколько?
- Вы пытаетесь сейчас снизить вес, соблюдаете диету?
Обжорство:
- Всегда ли вам удавалось контролировать, что вы едите и сколько вы едите?
Hosted by uCoz