Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 537 
Next page End  

описано выше, или в качестве общего метода структурирования оценки (Beck, 2000).
Бихевиоральный анализ или функциональный анализ поведения это общий подход к
организации и использованию полученной в результате оценки информации в терминах причин и
последствий нарушенного поведения (Scotti, Morris, McNeil & Hawkins, 1996). Как показано на рис. 4.1,
функциональный анализ может быть применен для идентификации широкого спектра таких причин и
последствий нарушенного поведения, которые могут вносить свой вклад в отказ Фелиции посещать
школу и в развитие депрессии. Они включают редукцию тревоги, отдаление возможных неприятных
инцидентов (поддразнивание в школе), события внешнего окружения, мысли и чувства Фелиции.
Причины
Поведение
Последствия
Просьба пойти в школу
Физические жалобы
Остается дома
Поддразнивание в школе
Отказ ходить в школу
Не дразнят
"У меня ничего не
получается"
Симптомы депрессии
Подтверждение низкой
самооценки
Чувство тревоги,
связанное с походом в
школу
Отказ от посещения
школы
Редукция тревоги
Рис. 4.1. Функциональный анализ: причины, проявления и последствия нарушенного поведения.
Целью функционального анализа является идентификация максимально возможного числа
факторов, влияющих на нарушенное поведение, мысли и чувства, и разработка гипотез о наиболее
важных и/ или корректируемых факторах. В некоторых случаях можно получить подтверждение или
опровержение гипотезы довольно простым способом: достаточно поменять местами причины и
последствия нарушенного поведения и посмотреть, изменилось ли поведение. Например, мы можем
научить Фелицию расслабляться при мыслях о школе (изменение причин) и посмотреть, уменьшилось
ли число отказов посещать школу. Или научим ее заменять негативные суждения («У меня ничего не
получается») на позитивные («У меня все получится в школе»), и посмотрим, ослабнут ли
депрессивные симптомы и повысится ли ее самооценка. Эти примеры демонстрируют
взаимосвязанность процессов обследования и вмешательства при проведении функционального
анализа.
Процесс сбора информации о поведении ребенка в специфическом окружении может принимать
различные формы. Часто он включает (а) опрос родителей, учителей или ребенка о происходящем в
специфических ситуациях (например, вопрос к матери: что она делает, если ребенок не слушается) или
(б) наблюдение за ребенком (например, как протекает взаимодействие ребенка и родителей в процессе
игры). Клиницисты разрабатывают первоначальную гипотезу на основе информации, предоставленной
родителями и ребенком в течение интервью, развивают ее, пользуясь средствами оценки поведения
(бихевиоральные таблицы и рейтинговые шкалы) и результатами наблюдений за поведением ребенка в
реальной жизни или в ролевой игре. В общем, функциональный анализ можно рассматривать как метод
организации информации по обследованию индивидуальности ребенка и разработке гипотез терапии
(Evans, 1999).
Контрольные таблицы и рейтинговые шкалы. Отчеты о поведении и приспособленности
ребенка можно получить при помощи общих контрольных таблиц и проблемно-сфокусированных
рейтинговых шкал. В таблицах общего поведения родители, учителя и иногда сами дети отмечают
наличие или отсутствие целого ряда типов поведения и в некоторых случаях частоту и интенсивность.
В отличие от клинического интервью, хорошо развитая контрольная таблица в известной
степени стандартизована, поэтому можно провести сравнение индивидуальных показателей ребенка с
показателями эталонной группы детей того же возраста и пола. Контрольные таблицы экономичны в
применении и являются богатым источником информации о восприятии поведения ребенка родителями
и учителями, включая возможные расхождения мнений в пределах одной семьи и между родителями и
учителями. Однако следует помнить, что информаторы могут отличаться по своим взглядам на сильные
и слабые стороны ребенка, так как их взаимодействие с ребенком происходит в разном окружении и
при разных обстоятельствах. Все же эти расхождения вовсе не несут негативной нагрузки, так как
информируют о возможном спектре типов поведения ребенка, возможных обстоятельствах, которые
усиливают или ослабляют поведение-мишень (к примеру, чтение вслух в школе), возможные
нереалистические требования к ребенку или ожидания.
Hosted by uCoz