Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 537 
Next page End  

Контрольная таблица детского поведения CBCL (Child Behavior Checklist
/
4-18), разработанная
Томасом Ахенбахом (Thomas Achenbach, 1991a, 1999) и его коллегами, является основной таблицей для
оценки поведенческих проблем детей и подростков. Надежность и валидность CBCL документально
подтверждена во многих исследованиях, и CBCL широко используется в терапии и школах. Форма
CBCL для родителей является частью набора шкал для оценки детей от 4 до 18 лет, которая также
включает отчет учителей и ребенка, измерения по наблюдениям в классе и интервью.
Шкалы CBCL могут быть использованы для формирования профиля, который дает клиницисту
общую картину всего разнообразия и глубины детских поведенческих проблем. Профиль CBCL,
полученный из таблицы, заполненной матерью Фелиции, представлен на рис. 4.2 и демонстрирует тот
факт, что основные аспекты, которые отметила мать девочки, связаны с соматическими жалобами,
симптомами социального отчуждения, тревоги/депрессии, и другими социальными проблемами. Баллы
Фелиции по этим трем измерениям очень велики, и она попадает в верхнюю 5% группу по сравнению с
девочками того же возраста.
Рис. 4.2. Профиль Фелиции по CBCL (Achenbach, 1993a).
Кроме контрольных таблиц для оценки поведения, которые затрагивают широкий ряд детских
проблем, существуют еще и другие рейтинговые шкалы, сфокусированные на специфических
расстройствах, например, таких как депрессия, тревожное расстройство, аутизм, гиперкинетический
синдром и синдром дефицита внимания, асоциальное поведение; или специфических областях
функционирования, таких как социальная компетентность, адаптивное поведение или успеваемость в
школе (Kamphaus & Frick, 1996; Mash & Terdal, 1997b). Оценивают детей обычно родители, учителя и
старшие дети или сами подростки. Многие из этих оценок дают более сфокусированный взгляд на
специфические проблемы, чем общая контрольная таблица. Ниже вы познакомитесь с несколькими
примерами рейтинговых шкал, которые используют для оценки специфических проблем.
Процедура заполнения таблиц может быть проведена в благожелательной и развлекательной
манере, что увеличит заинтересованность ребенка в материале. Например, как уже говорилось выше,
опросы подростков могут проводиться на компьютере. Маленьким детям дают карточку с рядом
возможных вариантов ответа, при этом используются изображения веселых или грустных лиц или
пиктограммы, соответствующие данной возрастной группе.
Наблюдение за поведением и запись. Так как маленькие дети не могут ответить на вопросы о
своем здоровье (к тому же обычно проблема видна лишь родителям), родители, учителя или врачи
могут регистрировать специфическое поведение-мишень. Родители или другие наблюдатели обычно
записывают данные исходного уровня (до вмешательства) по одной или двум проблемам, которые они
хотели бы изменить; например, как часто ребенок выполняет их требования или как часто испытывает
вспышки раздражения.
Записи родителей обладают тем преимуществом, что дают текущую информацию об
Hosted by uCoz