Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 537 
Next page End  

процедур в общепринятой практике (глава 3 «Исследование») вместе с разнородными или
несовместимыми нейропсихологическими результатами привело к смещению фокуса от постановки
диагноза к получению информации о дефиците функционирования, что позволяет обеспечить
эффективное лечение и реабилитацию детей с неврологическими расстройствами и проблемами
обучения (Hoon & Melhem, 2000). Нейропсихологическое обследование проводится в случае
следующих типов детских неврологических расстройств: травматические повреждения мозга (т. е.
травмы головного мозга вследствие падения); пороки развития мозга (расщепленный позвоночник
(spina bifida), гидроцефалия); генетические, метаболические или дегенеративные расстройства;
новообразования; инфекционные поражения; инсульты; эпилепсия (J. M. Fletcher & Taylor, 1997).
Нейропсихологическое обследование состоит из ряда ycoвершенствованных комплексов,
оценивающих полный ранг психологических функций. Среди них — вербальные и невербальные
когнитивные функции, такие как речь, абстрактное мышление и решение проблем. Перцептивные
функции, включая визуальные, аудиальные и тактильно-кинестетические. Двигательные функции,
связанные с силой, скоростью выполнения, координацией и ловкостью, а также функции
эмоционального контроля и контроля над исполнением, такие как внимание, концентрация,
толерантность к фрустрации и эмоциональные проявления.
Итоги раздела
- Клиническое обследование связано с применением разнообразных методов диагностики,
которая придает особое значение получению информации от различных информаторов, с
использованием различных методов и процедур.
- Клиническое интервью продолжает оставаться самой распространенной процедурой
обследования с участием родителей и детей.
- При проведении неструктурированных интервью специалисты используют свой излюбленный
стиль и формат, чтобы задавать различные вопросы в неформальной и гибкой манере.
Полуструктурированные интервью включают в себя конкретные вопросы, разработанные для сбора
информации в относительно последовательной манере, независимо от того, кто проводит
собеседование.
- Обследование поведения выявляет детские мысли, чувства и поведение в определенных
условиях, и использует эту информацию для формулирования гипотез о сути проблемы и о том, что
можно сделать в данном случае.
- Сообщения, касающиеся детского поведения и адаптации, можно получить с помощью общих
листов контрольных вопросов и рейтинговых шкал, ориентированных на проблему. Индивидуальные
показатели ребенка можно сравнить с показателями детей аналогичного возраста и того же пола из
известной референтной группы.
- Тесты представляют собой задания, предлагаемые при стандартных условиях с целью
диагностики определенного аспекта знаний, навыков или личности ребенка.
- Тестирование интеллекта и способности к обучению ребенка является ключевым компонентом
клинического обследования для широкого ряда детских расстройств.
- Объективные личностные тесты оценивают такие характерные особенности ребенка, как:
является он боязливым или смелым, послушным или непослушным, зависимым или независимым,
напряженным или расслабленным, рефлексивным или нерефлексивным.
- Нейропсихологическое обследование пытается связать работу мозга с объективными
обследованиями поведения, о которых известно, что они зависят от функционирования центральной
нервной системы.
Классификация и диагноз
За прошедшие два десятилетия произошли серьезные изменения в классификации детских
расстройств (Adelman, 1995). Под классификацией мы подразумеваем систему для представления
крупных категорий или измерений детской психопатологии, а также границ и взаимосвязей между
ними. Можно припомнить, что одно из определений диагноза относится к причислению случаев к
категориям классификационной системы.
Мы начинаем разбор этой важной темы с рассмотрения некоторых основ классификации и
Hosted by uCoz