Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 537 
Next page End  

критериям большого депрессивного расстройства, а не критериям нарушений, связанных с
беспокойством по поводу изолированности. Недостаток этого подхода заключается в том, что
поведение детей редко точно вписывается в установленные категории, поэтому здесь есть определенная
путаница. Кроме того, категории поведения, в противоположность некоторым заболеваниям, обычно не
имеют основополагающих причин;
поэтому для того, чтобы приспособиться к текущей ситуации,
область психического здоровья была вынуждена видоизменить классический категориальный подход.
Второй подход к описанию аномального детского поведения включает в себя основанную на
опыте классификацию по параметрам. Подход классификации по параметрам предполагает, что
существует ряд независимых измерений или характерных черт поведения и что дети владеют ими в
различной степени. Например, вместо того чтобы утверждать, что симптомы Фелиции соответствуют
категории большого депрессивного расстройства, мы могли бы сказать, что, по показателям депрессии,
она находится на уровне значительно выше среднего (который часто рассматривается как
существующий в пределах клинического диапазона), и что ее уровень несколько выше среднего по
показателям тревожности. Эти и другие характерные особенности и измерения, как правило, получают
с помощью статистических методов на основании выборки детей, от здоровых до клинически больных,
чтобы установить диапазон каждого измерения (Achenbach, 1998).
Несмотря на то, что эмпирически выведенные схемы более объективны и потенциально
надежнее, чем полученные клиническим путем классификационные системы, они также имеют
ограничения. Прежде всего полученные измерения зависят от выборки, метода и характеристик
информаторов, а также от возраста и пола ребенка (Mash & Terdal, 1997a). В итоге бывает очень
непросто интегрировать информацию, добытую с помощью различных методов и различных людей в
течение некоторого времени или от случая к
случаю. К тому же измерительные подходы
невосприимчивы к контекстуальному влиянию. Так, если бы вы были родителем и вас попросили
описать, ведет ли себя ваш ребенок «слишком по-детски», используя шкалу «никогда, иногда, много
раз», вы могли бы пожелать уточнить обстоятельства или контекст, в которых он иногда поступает
слишком по-детски («всякий раз, когда я беру его в гастроном» или «когда он играет с другими
детьми»). Такие параметры предоставляют полезную оценку в той степени, в которой ребенок
проявляет именно эти черты, а не какие-то другие, хотя зачастую такие оценки должны привязываться к
уникальным обстоятельствам жизни ребенка и возможностям его развития.
С помощью исследований был определен ряд общих, а также более специфических параметров
детской психопатологии. Они включают в себя экстернализированные и интернализированные
параметры и субпараметры, или синдромы, о которых мы говорили ранее при обсуждении рейтинговых
шкал поведения. Некоторые из наиболее распространенных синдромов у детей и подростков
представлены в табл. 4.5 наряду с отобранными примерами проблемных форм поведения.
Таблица 4.5. Обычно идентифицируемые аспекты детской психопатологии и примеры
поведения, отражающие каждый из этих аспектов
Отстраненность: - Предпочитает оставаться один
-
Отказывается разговаривать
-
Скрытен
-
Застенчив, робок
Социальные проблемы:
-
Поступает слишком по-детски
-
Чрезмерно зависим
-
Не ладит со сверстниками
-
Страдает от насмешек
Делинквентное поведение:
-
Отсутствует чувство вины
-
Плохая компания
-
Лжет
-
Убегает из дома
Агрессивное поведение:
-
Спорит
-
Придирчив к окружающим
-
Нападает на людей
-
Ломает чужие вещи
Hosted by uCoz