Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 537 
Next page End  

Тревожен/в депрессии:
-
Несчастлив, печален, подавлен
-
Беспокоен
-
Чувствует себя никчемным
-
Нервозен, напряжен
Проблемы внимания:
-
Невнимателен
-
Не способен сосредоточиться
-
Не может сидеть спокойно
-
Пребывает в состоянии замешательства
Проблемы мышления:
-
Слышит что-то нереальное
-
Видит что-то нереальное
-
Странное поведение
-
Странные идеи
Соматические жалобы:
-
Ощущает головокружение
-
Переутомлен
-
Боли (тупые, острые)
-
Головные боли
На основании дальнейших исследований (Meehl, 1999) было принято решение разграничить
категорию и континуум. Хотя спор о том, какой подход является «наилучшим», не разрешен до сих пор,
было достигнуто соглашение, которое признает, что каждый подход имеет свою ценность для
классифицирования детских заболеваний. Некоторые расстройства, например аутизм, лучше всего
концептуализировать в виде качественно отличающихся состояний (категорий), в то время как другие,
например, депрессию или тревожность, лучше всего можно описать как крайние точки на одной или
более непрерывных линиях измерений.
Кроме того, в зависимости от целей клинической диагностики или исследований один подход
может быть более полезен, чем другой (Kazdin & Kagan, 1994). Например, измерительный подход (по
параметрам) для концептуализации психологических факторов, таких как поведение, аффект и
когнитивные способности детей, совместим с методами исследований, которые определяют степень
связи между двумя или более переменными, и поэтому им часто отдают предпочтение те, кто проводит
психологические исследования. С другой стороны, категориальный подход зачастую более подходит
для клинических исследований, где после анализа схемы детского поведения целью является поставить
точный диагноз и разработать план лечения. Вдобавок, категориальный подход часто требуется при
рассмотрении вопроса о необходимости медицинского обслуживания ребенка.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
Во врезке 4.4 приводится краткий обзор эволюции существующих ныне систем, который дает
представление о том, как далеко мы продвинулись в распознавании психических расстройств у детей и
подростков. Терминология и фокус предшествующих систем отражали главные теоретические взгляды
на психические заболевания, в то время как сдвиг к более объективному, информированному подходу
произошел в 80-е гг.
Врезка 4.4
Эволюция современных классификационных систем
Этьен Эсквироль был, вероятно, первым, кто классифицировал психические заболевания у детей.
В 1838 г. он расклассифицировал психические расстройства по возрастным группам, используя
довольно грубую систему,
детство называлось периодом «имбецильности», а юность — «мании и
мономании» (Rie, 1971). Американская перепись населения 1840 г. была первой систематической
попыткой собрать данные по психическим заболеваниям. Она зарегистрировала частоту единственной
категории под названием «идиотизм
/
умопомешательство», поскольку в то время больше ничего не
было известно. К 1880 г. количество категорий психических заболеваний возросло до семи: слабоумие,
Hosted by uCoz