Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 537 
Next page End  

Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и
посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
К. Г. Юнг
За прошедшие два десятилетия методы лечения, которые основаны на расширении исследований
и клинических знаний о поведенческом, когнитивном и эмоциональном развитии детей, заметно
усложнились
и расширили сферы своего применения. В наши дни вмешательства зачастую
планируются путем комбинирования наиболее эффективных подходов к определенным проблемам в
поступательной, восприимчивой к изменениям манере (Kazdin, 2000). Например, бихевиоральные
методы могут быть очень полезными для обучения родителей трудного подростка способам поощрения
желательного поведения. Однако в том случае если ребенок немного старше, ему может быть полезны
когнитивно-бихевиоральные методы, которые обращаются к тому, что ребенок думает о социальных
ситуациях, — например, о том, как приобрести друзей или избежать конфликтов.
Тщательное клиническое обследование и диагноз — это первый критический шаг в помощи
Фелиции и другим детям, которые имеют подобные психологические проблемы, а также их семьям. Тем
не менее обследование и диагноз — это лишь начало непрерывного процесса оказания помощи. Дальше
нам нужно спросить: «Как мы можем помочь Фелиции избавиться от депрессии, чувства безнадежности
и бессонницы? Как устранить другие ее соматические жалобы, повысить школьную посещаемость и
успехи в учебе, улучшить ее социальные навыки и взаимоотношения с другими детьми и родителями?»
Именно теперь начинаются действия по оказанию помощи.
Каким образом мы определяем наилучший вид вмешательства для детей, подобных Фелиции?
Мы рассмотрим этот вопрос подробно для каждого обсуждаемого расстройства в последующих главах,
поэтому рассмотрение лечения и профилактики в этом разделе будет кратким. Наше обсуждение
вмешательства в контексте конкретных нарушений следует из общего убеждения, что наиболее
полезные виды лечения основываются на том, что мы знаем о природе, течении, обусловленных
характеристиках и причинах конкретного детского расстройства. Однако этого явно недостаточно. Нам
также потребуется эмпирическая поддержка для повышения эффективности вмешательства (Hibbs &
Jensen, 1996; Kazdin & Weisz; 1998; Lonigan & Elbert, 1998). Специальные действия способствуют
решению проблем и тому, как должно проводиться лечение, представляются наиболее эффективными
(Weisz & Weiss, 1993). Следовательно, наше освещение стратегий вмешательства от главы к главе будет
все более избирательным, с фокусированием главным образом на вмешательствах, продуманных на
основании того, что мы знаем о расстройстве и что показали результаты последних исследований.
В этом разделе мы представляем обзор того, что мы подразумеваем под вмешательством,
обсуждаем определенные моменты, связанные с вмешательством, например, различные методы
лечения, освещаем несколько главных подходов и стратегий, которые используются для оказания
помощи детям и их семьям, а также подводим итог информации об общей эффективности
вмешательства для детей. Конечной целью является познакомить вас с наиболее важными общими
вопросами, связанными с вмешательствами.
Вмешательство
Вмешательство — это широкое понятие, которое охватывает различные теории и методы. Не
существует единого подхода к работе с детьми и семьями: комплексные проблемы требуют
множественных решений. За клиническим обследованием и диагнозом обычно следуют усилия по
выбору и проведению в жизнь наиболее перспективного метода вмешательства (Mash, 1998). Поскольку
психологические нарушения представляют собой неудачную адаптацию ребенка к социальному
окружению, вмешательство включает в себя ряд стратегий, направленных на то, чтобы помочь
ребенку и его семье более эффективно адаптироваться к их нынешним и будущим обстоятельствам. Эти
стратегии являются частью спектра активности, связанной с терапией, поддержанием и
профилактическими мерами (Adelman, 1995).
На рис. 4.4 показан спектр вмешательств для детских нарушений. Обратите внимание, что
усилия вмешательств охватывают широкий диапазон действий, от профилактических мер до
поддержания. Профилактические меры направлены на уменьшение шансов нежелательных
проявлений в будущем, терапия касается корректирующих действий, которые позволят осуществить
успешную адаптацию путем устранения или уменьшения влияния нежелательного результата, который
Hosted by uCoz