Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 537 
Next page End  

уже произошел, а поддержание относится к усилиям по закреплению лечения, чтобы предотвратить
рецидив или возвращение проблем.
Профилактические меры
- Универсальное
- Избирательное
- Индикаторное
Терапия
- Идентификация случаев
- Стандартная терапия при известных нарушениях
Поддержание
- Совместимость с долговременным лечением (цель: снижение числа рецидивов и вторичного
появления тех же проблем)
- Последующая поддержка (включая реабилитацию)
Рис. 4.4. Спектр вмешательства для детских нарушений (адаптировано из Mrazek & Haggerty,
1994)
Вмешательства наилучшим образом изображаются как часть поступательного подхода принятия
решений, который мы обсуждали на протяжении этой главы (Mash, 1998; Schroeder & Gordon, 1991).
Наше обследование должно помочь нам ответить на ряд вопросов, которые чрезвычайно важны для
вмешательства. В случае Фелиции наши ответы на некоторые из следующих вопросов послужат
ориентиром в определении, какой из многочисленных вариантов терапии должен быть использован:
- Следует ли Фелиции избавляться от возникших проблем? Если да, то от каких? Депрессии?
Нежелания учиться? Недостаточных социальных навыков? Трудностей во взаимоотношениях с членами
семьи? Ото всех без исключения?
- Каков будет результат для Фелиции при отсутствии лечения?
- Какие виды лечения Фелиции кажутся наиболее эффективными, действенными и
оправдывающими затраты?
- Когда должно начаться лечение Фелиции? Когда лечение должно закончиться?
- Оказывает ли вмешательство благотворное влияние на поведение Фелиции? Являются ли эти
перемены значительными для Фелиции и ее семьи?
Получение ответов на подобные вопросы должно привести к принятию эффективных решений
по проблемам, которые стоят перед Фелицией, ее семьей и другими детьми с похожими нарушениями, а
также к развитию и сохранению долговременной адаптации.
Факторы культуры
Формы вмешательства совершенствуются, и вместе с этим растет понимание того, что следует
уделять большее внимание культурной среде, окружающей ребенка и семью. Родительские ценности и
методы воспитания детей у различных этнических меньшинств — африканских, азиатских, латинских и
коренных американцев — разные, и все больше разновидностей вмешательств, включая родительское
воспитание и подготовку, становятся чувствительными к этим культурным вариациям (Forehand &
Kotchick, 1996; Neal-Barnett & Smith, 1996).
Следовательно, для терапии детей необходимо не только уделять внимание выявлению
симптомов, но и учитывать определенные ценности, нормы и ожидания, которые поддерживаются
разными социальными классами и внутри разных культур, а также рассматривать религиозные
убеждения и практику каждой семьи и прочие обстоятельства, которые могут сделать для одной семьи
лечение успешным, а для другой оказаться безрезультатным (Cohen & Kasen, 1999). В табл. 4.7 указаны
культурные ценности, обычная родительская практика и убеждения, присущие четырем этническим
меньшинствам. Как мы отмечали выше, обобщенный взгляд на поведение и убеждения может не
охватывать разнообразия, существующего внутри этнических групп, поэтому мы должны быть очень
осторожны и не стереотипизировать индивидов, принадлежащих к различным культурам.
Таблица 4.7. Культурные ценности, родительские действия и убеждения
Афро-
американцы
Азиато-
американцы
Латино-
американцы
Коренные
американцы
Hosted by uCoz