Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 537 
Next page End  

Модели оказания медицинских услуг
Когда мы думаем о психиатре или психотерапевте, большинство из нас представляет себе кого-
то, к кому мы можем обратиться, когда у нас обнаруживаются «симптомы» или когда мы боремся с
ситуационными проблемами дома или в школе. В рамках традиционной модели терапии
предполагается, что специалист сам определяет, в каком лечении нуждается ребенок. Однако, как мы
видели, в настоящее время используются и другие варианты помощи детям,
у которых возникают
проблемы; посредники тут могут быть самые разные, например, родители или учителя.
Растущее внимание к перспективным системам, которые занимаются аномальным поведением
ребенка, влечет за собой понимание, что необходимо применять различные виды вмешательств и
различные модели лечения. Эти модели варьируются от универсальных (первичных) программ
профилактических мер, доступных всем, до избирательных вмешательств в дошкольный период и в
первые годы обучения в школе, которые нацелены на детей с определенной степенью риска, и до
стандартных методов лечения, которые сосредоточены на текущих потребностях детей с известными
нарушениями (Adelman, 1995; Offord, Kraemer, Kazdin, Jensen & Harrington, 1998).
Традиционная модель оказания услуг по терапии детей, подростков и их семей ориентируется
главным образом на симптомы или проблемы. Хотя этот метод по-прежнему широко применяется и
вполне подходит для некоторых видов детских проблем (например, ночного недержания мочи,
некоторых страхов, приспособления к новым условиям), в качестве альтернативы традиционной модели
лечения в некоторых случаях применяется одна из двух моделей продолжительного ухода (Kazdin,
2000).
Первой является модель хронического ухода, в которой лечение проводится таким же образом,
как это делается для ребенка с хронической болезнью, например, с сахарным диабетом или астмой.
Продолжительная терапия проводится для того, чтобы гарантировать, что ребенок постоянно
пользуется ее преимуществами. Синдром гиперактивности и рано проявившееся расстройство
поведения — это две долговременные и устойчивые проблемы, для преодоления которых модель
хронического ухода, возможно, является наилучшей стратегией.
<Культурную среду важно учитывать для понимания уникальности ребенка и его ожиданий.>
Второй подход к продолжительному уходу — это модель ухода за зубами,
при которой
постоянные проверки осуществляются на регулярной основе вслед за первоначальным лечением, во
многом так же, как рекомендуются регулярные проверки зубов через шестимесячные интервалы.
Проверки могут проводиться периодически через предписанные интервалы или же, как это диктуется
необходимостью, в связи с вопросами, которые появляются в развитии и адаптации. При некоторых
проблемах, которые описаны в нашей книге, — таких как жестокое обращение с детьми или отсутствие
заботы о них, расстройство питания или настроения — подобные постоянные проверки могут помочь
детям.
Этические и юридические соображения
Как мы видим, большинство детей, которым необходимо лечение, живут в неблагоприятных
условиях и, бесспорно, нуждаются в специальной защите. Как с этической, так и с юридической точки
зрения, психотерапевтам, работающим с детьми, нужно думать не только о воздействии, которое они
окажут на обследуемых детей, но также об ответственности, правах и взаимоотношениях детей и
родителей (Melton, 1996).
Минимальные этические стандарты, которые применяются на практике, включают в себя:
а) выбор терапевтических целей и процедур, которые принесут пользу клиенту;
б) уверенность, что участие клиента является осознанным и добровольным;
в) ведение записей, которые документируют эффективность терапии для достижения ее целей;
г) защиту конфиденциальности терапевтических отношений;
д) гарантию наличия квалификации и компетенции терапевта (MacDonald, 1986; Melton &
Ehrenreich, 1992; Weithorn & McCabe, 1988).
Все большее значение придается вовлечению детей, в зависимости от их уровня развития, в
качестве активных партнеров в процесс принятия решений о проведении психотерапии и общей
терапии (McCabe, 1996).
Этические вопросы, связанные с детьми, сложны тем, что юридический статус детей постоянно
меняется. Наблюдается тенденция признания конституционных прав несовершеннолетних, включая
Hosted by uCoz