Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 537 
Next page End  

В случае с Фелицией опека родителями, которые считали ее умственно отсталой, могла привести
к влиянию на ее адаптивное функционирование и понизить ее самооценку. При лечении терапевт может
комментировать то, что говорит и чувствует Фелиция, чтобы помочь ей понять свои чувства и придать
большее соответствие между ее чувствами и поведением. В терапии Фелиция может указывать путь, по
которому будет следовать лечащий ее специалист.
Семейная терапия. Семейные модели оспаривают взгляд на психопатологию как на нечто,
присущее только ребенку, вместо этого они рассматривают детскую психопатологию как
обусловленную переменными, действующими в системе семьи, в которой ребенок является лишь
частью (Gurman & Kniskern, 1991). Существует множество разновидностей семейной терапии, и все они
различаются в своих основных допущениях и подходе к лечению (Szapocznik, 2000). Однако все они
рассматривают отдельные детские нарушения как проявление нарушений в семейных отношениях.
Терапия включает участие терапевта, а иногда помощника терапевта, который взаимодействует
со всей семьей или выбирает определенных членов семьи, например, родителей и ребенка или мужа и
жену. При проведении терапии, как правило, особое внимание уделяется семейным вопросам, лежащим
в основе проблемных форм поведения. В зависимости от подхода, терапевт может сконцентрироваться
на семейном взаимодействии, общении, динамике, непредвиденных обстоятельствах, границах или
альянсах.
В случае с Фелицией ее общая беспомощность и физические симптомы могут служить для
сохранения ее роли маленькой девочки в семье. Возможно, именно такая установка — концентрация
внимания на проблемах Фелиции — помогает ее родителям избегать концентрации на супружеских
проблемах. Терапевт мог бы помочь Фелиции и ее семье определить и изменить этот и другие
дисфункциональные способы, посредством которых члены семьи поддерживают связь друг с другом.
Медикаментозное лечение. Медицинские модели рассматривают детскую психопатологию как
вытекающую из биологических нарушений или дисфункций и главным образом полагаются на
фармакологические и другие биологические подходы к лечению. В качестве примеров можно привести
использование стимулирующих медикаментов для лечения синдрома гиперактивности,
антипсихотические средства для лечения шизофрении, серьезного агрессивного или деструктивного
поведения, а также избирательные ингибиторы, такие как флуоксетин (прозак) для лечения депрессии и
других психических расстройств (Gadoq & Pomeroy, 1993).
К другим, гораздо более спорным средствам биологического вмешательства, относятся
электрошоковая терапия (ЕСТ) для лечения глубокой депрессии, применение больших доз витаминов
или минералов для детей с синдромом гиперактивности или аутизмом, и исключение пищевых добавок
и консервантов из диеты детей с гиперактивностью. В случае с Фелицией психиатр может рассмотреть
использование трициклических антидепрессантов или других препаратов, предназначенных для
устранения симптомов депрессии.
Комбинированная терапия. Комбинированная терапия использует два или более видов
вмешательств, каждое из которых может занимать свое собственное место в стратегии лечения (Kazdin,
1996а). В некоторых случаях комбинации автономных
вмешательств могут пересекаться с
концептуальными подходами, — например, использование когнитивно-бихевиоральной терапии и
фармакологического метода лечения детей с гиперактивностью (Arnold, Abokoff & Wells, 1997; Barkley,
1990) или детей с обсессивно-компульсивным расстройством (Piacentini & Graae, 1997), или
использование когнитивно-бихевиоральной терапии совместно с семейной терапией (Fauber & Kendall,
1992). В других случаях комбинированное лечение может быть выведено из того же общего
концептуального подхода, — например, использование обучения социальным навыкам и когнитивного
реструктурирования в программе групповой терапии для подростков с социальной фобией (Marten,
Albano &Holt, 1991).
В случае с Фелицией мы использовали комбинированной подход, который включал в себя
когнитивно-бихевиоральную терапию депрессии, бихевиоральные методы для адаптации к школе и
обучение социальным навыкам:
Фелиция: Множественные решения.
Согласно клиническому обследованию, предполагалось, что необходимо решить три важные
проблемы: избавиться от нежелания ходить в школу от депрессии и от трудностей в общении с
окружающими. Для решения этих проблем была применена комбинированная терапия и,
соответственно, несколько стратегий.
Для борьбы с отказом Фелиции ходить в школу была разработана бихевиоральная программа,
Hosted by uCoz