Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 537 
Next page End  

задачей которой было добиться от Фелиции ежедневного посещения школы. Фелиция зарабатывала
баллы за посещаемость, за участие в занятиях и выполнение учебных заданий. Эти баллы позже
можно было обменять на возможность участия в желательной деятельности, — например,
просмотр фильма — или на деньги, которые могли пойти на приобретение компакт-дисков и других
вещей, которые Фелиция предварительно выбирала. Когда Фелиция отказывалась ходить в школу, она
теряла баллы и положительное подкрепление не проводилось: она была вынуждена сидеть на кухне
одна, ей не разрешали читать и смотреть телевизор. Эта программа привела к тому, что Фелиция
стала постоянно посещать школу и намного улучшила свою успеваемость.
Чтобы лечить депрессивные симптомы Фелиции, мы использовали когнитивно-бихевиоральный
подход. Фелиция узнала, что депрессия может возникнуть по многим причинам. Причиной, например,
могла послужить стрессовая ситуация, а именно смерть ее дедушки; или рой неприятных мыслей,
таких как: «Я ничего не могу сделать правильно»; или отсутствие друзей. Далее мы научили Фелицию
технике релаксации, которая позволяет мгновенно расслабляться и дает успешный опыт Затем
Фелиция научилась
постоянно отслеживать и оценивать свое поведение, чтобы идентифицировать
мысли и события, которые сопровождали как ее хорошее, так и плохое настроение. Фелиция укрепила
свое позитивное мышление, научилась определять, вызывать и изменять свои негативные когниции.
После нескольких недель лечения Фелиция стала чувствовать себя менее подавленной, что отражено в
ее более позитивных оценках ежедневного настроения, об этом же говорили и ее родители.
И учителя Фелиции, и ее родители понимали, что ее депрессия могла возникнуть из-за проблем в
общении в школе и дома; они считали, что если бы удалось избавиться хотя бы частично от этих
проблем, девочка стала бы менее подавленной. Как следствие, была внедрена программа тренинга
социально-когнитивных навыков, чтобы избавиться одновременно как от симптомов депрессии, так и
от межличностных проблем. Эта программа состояла из трех частей. В первую очередь Фелиция
прошла курс обучения социальным и поведенческим навыкам, который состоял из инструкций,
моделирования терапевтом адекватных и неадекватных видов социального поведения, проигрывание
ролей, репетиций, тренингов, обратной связи и заключительного проигрывания роли. При обучении
особое внимание уделялось совершенствованию социальных навыков, так как в ходе нашего
первоначального обследования было определено, что это слабое звено у Фелиции: она старалась
избегать смотреть в глаза собеседнику и нечетко произносила фразы. Тренинг проводился в ситуациях,
которые Фелиция и ее терапевт определили как проблематичные. Одну из имитаций ролевой игры мы
уже описывали ранее, как ситуацию, где в школьном буфете за столом с Фелицией сидит еще одна
девочка.
Вторая часть лечения бала сосредоточена на когнитивных навыках, включая общие навыки
решения проблем, самооценку и самоподкрепление. Фелицию учили использовать определенные ключи,
которые подсказывают правильное применение ее социальных навыков в различных ситуациях,
например, задавать себе вопросы: «Что я хочу выполнить?» или «Как мне это сделать сейчас?» Она
также научилась оценивать адекватность своего социального поведения и распознавать, улучшаются
ли ее социальные навыки. Чтобы Фелиция и впоследствии применяла подобные стратегии, был включен
третий поведенческий компонент, после чего Фелиция могла зарабатывать баллы и за точность своих
оценок и эффективность своих социальных навыков во время проигрывания ролей.
Результаты вмешательства в виде проигрывания ролей для Фелиции показаны на рис. 4.5.
Hosted by uCoz