Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 537 
Next page End  

случаев возникновения гиперкинетического расстройства и дефицита внимания (Rie, 1980).
В конце пятидесятых ГРДВ считали гиперкинезом, сопровождающимся недостаточной
фильтрацией стимулов, поступающих в мозг (Laufer, Denhoff & Solomons, 1957). Это привело к
использованию в диагностике термина синдром гиперактивного ребенка, при котором чрезмерная
двигательная активность рассматривалась как главный признак ГРДВ (Chess, 1960). Однако скоро стало
ясно, что гиперактивность — не единственная проблема. Более важным было то, что ребенок не мог
регулировать двигательную активность в соответствии с ситуативными требованиями.
В семидесятых годах Вирджиния Дуглас доказала, что, помимо гиперактивности основными
симптомами ГРДВ являются недостаток (дефицит) внимания и слабый контроль импульсивности
(Douglas, 1972; Douglas & Peters, 1978). Эта теория была широко распространена и оказывала
длительное влияние на определение основных диагностических критериев DSM для ГРДВ. В настоящее
время слабая саморегуляция и расторможенность рассматриваются как основные нарушения при ГРДВ
(Barkley, 1977a; Schachar, Tannock & Logan, 1993; Quay, 1988) (таблица 5.1). Итак, история изучения
ГРДВ пополняется новыми находками и открытиями, которые изменяют и развивают существующие
концепции этого расстройства.
Таблица 5.1. Диагностические критерии гиперкинетического расстройства и дефицита
внимания (ГРДВ) согласно Руководству DSM-IV-TR
Или (1), или (2)
(1) Шесть (или более) из следующих симптомов невнимательности, сохраняющихся в течение,
по меньшей мере, 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает адаптацию или не соответствует
уровню развития:
Невнимательность
(a) Часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях или совершает ошибки по
невнимательности в школьных заданиях, на работе и в другой деятельности
(b) Часто не может удерживать внимание во время работы или в игре
(c) Часто не слушает то, что ему говорят
(d) Часто не следует инструкциям или не может закончить школьное или рабочее задание или не
может выполнить до конца повседневные домашние обязанности (не по причине оппозиционного
поведения или непонимания инструкций)
(e) Часто обнаруживает трудности с организацией труда и деятельности
(f) Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного
напряжения умственных усилий (например школьные или домашние задания)
(g) Часто теряет вещи, необходимые для работы и другой деятельности (например - игрушки,
школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты)
(h) Часто отвлекается на внешние раздражители
(i) Часто забывчив в повседневной деятельности
(2) Шесть (или более) из следующих симптомов гиперактивности-импульсивности,
сохраняющихся в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает
адаптацию или не соответствует уровню развития:
Гиперактивность
(a) Часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит
(b) Часто встает с места в классе или в других ситуациях, когда предполагается непрерывное
сидение
(c) Часто бежит или залезает куда-нибудь в неподходящей ситуации (у подростков и взрослых
может быть ограниченно субъективным ощущением беспокойства)
(d) Часто не может играть или проводить досуг тихо
(e) Часто совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»
(f) Часто слишком много говорит
Импульсивность
(g) Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса
(h) Часто не может дождаться очереди
(i) Часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры)
(Источник: DSM-IV-TR 2000 by АРА)
Итоги раздела
Hosted by uCoz