Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 537 
Next page End  

- Термин Синдром гиперактивности и дефицита внимания (ГРДВ) описывает детей,
обнаруживающих устойчивые и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности и
интерактивности-импульсивности.
- ГРДВ можно идентифицировать только по характерным паттернам поведения, которые очень
схожи у разных детей.
- Поведение детей с ГРДВ — постоянный источник стресса и тяжелых переживаний для самого
ребенка, его домочадцев, учителей и одноклассников.
- За последние 100 лет было выдвинуто множество биологических и социально-психологических
теорий, объясняющих проблемное поведение при ГРДВ.
- Расстройство, которое мы в настоящее время называем ГРДВ, имело много других названий,
основных симптомов и предполагаемых причин.
Главные характеристики
Ознакомившись с научными исследованиями и экспериментами, проведенными с детьми
Северной Америки, эксперты разработали диагностические
критерии ГРДВ для Руководства DSM-IV-
TR. Как показано в табл. 5.1, для постановки диагноза и определения различий между данным
расстройством и другими нарушениями используются два перечня диагностических признаков (АПА,
2000; Lahey et al., 1994). Первый перечень содержит симптомы невнимательности, слабой концентрации
внимания и дезорганизованности; второй — симптомы гиперактивности и импульсивности. Однако
сказать, что два основных признака ГРДВ — это невнимательность и гиперактивность-импульсивность,
было бы чрезмерным упрощением, так как каждый раздел включает в себя много различных симптомов,
которые нужно определять и оценивать по-разному. Изучив эти разнообразные симптомы, мы можем
прийти к лучшему пониманию специфических нарушений у детей с ГРДВ.
Невнимательность
Лиза: Я просто не могу сосредоточиться.
В возрасте 17 лет Лиза все еще прилагает много усилий, чтобы сосредоточить внимание и
действовать правильно. Но это всегда дается ей с большим трудом.
Она до сих пор смущается, вспоминая, как родители взяли ее в ресторан, чтобы отпраздновать
ее 10-летие. Она не мигая уставилась на ярко-рыжие волосы официантки, и отцу трижды пришлось
позвать ее по имени, чтобы она опомнилась. И тут, прежде чем Лиза смогла остановить себя, она
выпалила: «Ты покрасила волосы в отвратительный цвет!»
В школе Лиза была тихой и дружелюбной, но часто казалась спящей на ходу. Она была
сообразительной, однако, как ни пыталась, не могла получать хорошие оценки. Несколько раз Лиза
проваливала экзамены. Она знала ответы, но не могла собраться с мыслями во время теста.
Раздосадованные ее плохими оценками, родители лишали ребенка подарков и устраивали скандалы:
«Ты — лентяйка. Ты могла бы получать более хорошие оценки, если бы постаралась».
Выполнение домашних заданий становилось для Лизы настоящим мучением. Часто она
забывала записать задания или принести домой нужные книги. Делая домашнюю работу, каждые
несколько минут она обнаруживала, что ее мысли переключаются на что-то еще. В результате она
редко доходила до конца, и в ее работе обнаруживалось много ошибок. Однажды, после того как Лиза
провалила очередной экзамен, учитель застал ее рыдающей: «Что со мной происходит?»
(Адаптировано из National Institute of Mental Health, Национальный Институт Ментального Здоровья
(NIMH), 1994a).
Невнимательным детям очень трудно поддерживать умственное напряжение во время работы
или игры. Им тяжело сосредоточиваться на одной вещи или следовать заданиям и инструкциям. Играя в
футбол, когда вся команда располагается на поле, ребенок с ГРДВ может бегать за кромкой поля по
грязной луже. Эти дети автоматически обращают внимание на то, что им нравится, но у них возникают
значительные трудности, когда нужно сконцентрировать внимание на новых или менее приятных
заданиях. Обычные жалобы по поводу невнимательности связаны с тем, что ребенок не слушает или не
хочет слушать, не выполняет инструкции, не заканчивает работу или задание. Другие общие жалобы
возникают, когда ребенок не организован, не может сосредоточиваться, легко отвлекается и быстро
Hosted by uCoz