Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 537 
Next page End  

теряет интерес к утомительным занятиям (Barkley, 1998b; Hinshaw, 1994a; Milich & Lorch, 1994).
Сказать, что ребенок страдает дефицитом внимания, недостаточно, так как существует много
разных его характеристик (Swanson, Posner et al., 1998; E. Taylor, 1995, Bjorklund, 1995):
- Объем внимания количество информации, которую мы можем запомнить и переработать за
короткий промежуток времени. Когда кто-то объясняет вам дорогу или дает номер телефона, как много
информации вы сможете быстро уловить и запомнить?
- Избирательное внимание способность сосредоточиваться на необходимых стимулах и не
отвлекаться на помехи (посторонние стимулы) окружающей среды. Во время подготовки к тесту легко
ли вы отвлекаетесь на голоса в соседней комнате?
- Отвлекаемость общий термин для обозначения дефицита избирательного внимания.
- Непрерывность внимания или бдительность —
способность поддерживать
сосредоточенность в течение длительного времени или при усталости. Если вы устали и должны
готовиться к тесту, сможете ли вы сохранить внимание, пока не прочитаете все, что нужно?
У детей с ГРДВ нет недостатка объема внимания. Они могут вспомнить столько же информации,
сколько и другие дети (E. Taylor, 1995). Хотя все дети могут отвлекаться, основной дефицит внимания
при ГРДВ не относится также к избирательному вниманию или отвлекаемости. Помещение детей с
ГРДВ в пустую комнату, где им не на что отвлечься, не решает проблемы. Хотя по стилю своего
поведения они могут быть более отвлекаемы, большинство посторонних стимулов мешают детям с
ГРДВ не более, чем остальным (Sergeant & Sholten, 1985). Из этого правила есть два возможных
исключения. Первое: дети с ГРДВ отвлекаются больше других на очень яркие и привлекательные
стимулы (Milich & Lorch, 1994). Второе: они больше других отвлекаются на постороннюю
информацию, присутствующую в задании, которое они выполняют. Например, игра с клавишами
компьютера может быть более интересной, чем информация на экране.
Главный дефицит внимания при ГРДВ — недостаток непрерывности внимания или
бдительности (Douglas, 1972). Когда ребенку с ГРДВ дают неинтересное или повторяющееся задание,
выполнение этой работы с течением времени ухудшается (по сравнению с другими детьми). Хотя никто
не любит неинтересную работу, большинство из нас может делать ее, если надо. Дети с ГРДВ не могут
настойчиво продолжать выполнять такое задание, даже если хотят. Лучше всего у них получаются дела,
где выбирают они: компьютерные игры, конструирование моделей аэропланов, а также те занятия,
которые им интересны и не требуют поддержания внимания продолжительное время. К несчастью, в
большинстве ситуаций для успешного завершения работы необходимо поддерживать внимание, и
многие ситуации не особенно интересны. Для оценки непрерывности внимания и импульсивности
может использоваться тест непрерывного выполнения, описанный во врезке 5.1.
Врезка 5.1
Тест непрерывного выполнения (A Continuous Performance Test)
Во время теста непрерывного выполнения детям демонстрируют серию стимулов (например,
букв), которые появляются на экране компьютера по одному. Ребенка усаживают перед монитором и
дают задание нажимать на кнопку только тогда, когда определенная буква появляется вслед за другой.
В данном случае ребенку сказали, чтобы он нажимал кнопку, когда буква «Z» следует за буквой «А.
Если ребенок не нажал кнопку, когда «Z» последовало за «А», это — ошибка упущения (omission, «О»)
и признак невнимательности. Если ребенок нажал кнопку, когда «Z» не последовало за «А», это —
ошибка совершения (commission, «С») и признак импульсивности.
Во время теста непрерывного выполнения дети с ГРДВ обычно совершают больше ошибок
упущения и совершения, чем другие их сверстники.
---
Факты, доказывающие дефицит устойчивого внимания при ГРДВ, продолжают накапливаться
(Douglas, 1999). Однако данные не всегда согласуются между собой, и, возможно, зависят от
определений и методик, используемых для оценки этого конструкта (Hinshaw, 1994a). К примеру,
вопреки тому, что можно было бы ожидать при дефиците устойчивого внимания, некоторые
исследования выявили, что выполнение заданий детьми с ГРДВ не становится со временем хуже, чем у
других детей; недостатки внимания проявлялись в равной мере как в заданиях, длящихся всего
Hosted by uCoz