Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 537 
Next page End  

и возраста?
- Является ли оно постоянным (проявляющимся, по меньшей мере, 6 месяцев)?
- Наблюдалось ли оно в нескольких различных ситуациях и не в одном месте?
- Является ли оно причиной существенного ухудшения в социальном взаимодействии и в
обучении?
Заболевания, несчастные случаи, стрессовые события (такие как перемена места жительства или
потеря родителей), жестокое обращение, легкие расстройства (приступы) или инфекция среднего уха
(отит) могут вызывать симптомы, похожие на ГРДВ. У обычно послушного 9-летнего мальчика,
ставшего отвлекаемым или упрямым сразу после разлуки с родителями, возможно, отмечается
адаптивная реакция, а не ГРДВ. Перед постановкой диагноза ГРДВ необходимо собрать всю
информацию, включая анамнез, свидетельства родителей и учителей, пронаблюдать за поведением и
попытаться найти другие
возможные причины симптомов (American Academy of Pediatrics, 2000;
Американская педиатрическая академия; Barkley, 1997b; Hetchman, 2000).
Подтипы
Дети с ГРДВ различаются по многим характеристикам. По этой причине исследователи
попытались определить подтипы. Подтип — это группа лиц, имеющая что-то общее (симптомы,
этиологию, тяжесть проблемы или возможные последствия), отличающее их от остальных больных с
тем же расстройством. Учитывая симптомы, Руководство DSM выделяет три подтипа ГРДВ:
Преимущественно невнимательный тип (ADHD-PI) объединяет детей с преобладанием
симптомов невнимательности.
Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип (ADHD-HI) объединяет детей с
преобладанием симптомов гиперактивности-импульсивности.
Смешанный тип (ADHD-C) объединяет детей с симптомами как невнимательности, так и
гиперактивности-импульсивности.
Дети с ГРДВ первого типа — «спят на ходу», «не от мира сего», «витают в облаках», легко
запутываются. У них часто отмечаются трудности с учебой, они медленно обрабатывают информацию,
им трудно что-либо вспомнить. Складывается впечатление, что в основном нарушается скорость
обработки информации и избирательное внимание. Они часто бывают тревожными и озабоченными, у
них могут наблюдаться расстройства настроения. В социальном плане они могут быть робкими,
забитыми или находиться в изоляции. Также у них отмечается реакция на меньшие дозы
стимулирующих лекарств, чем у детей с гиперактивно-импульсивными симптомами (Barkley, 1996). Все
больше данных (хотя и недостаточно убедительных) говорит о том, что эти дети составляют отдельную
подгруппу или, возможно, страдают совершенно другим расстройством, чем преимущественно
гиперактивный-импульсивный или смешанный подтипы (Maedgen & Carlson, 2000). Как оказалось, у
них отмечаются другие симптомы, сопутствующие характеристики, семейные условия, последствия и
реакции на лечение (Barkley, 1998b).
В противоположность преимущественно невнимательным детям, гиперактивные-импульсивные
и смешанные подтипы чаще обнаруживают проблемы, связанные с торможением и стабильностью
поведения. Отвергнутые своими сверстниками, они, как правило, более агрессивны, вызывающи и
оппозиционны (Lahey & Carlson, 1992), их выгоняют из школы или переводят в специальные классы.
Поскольку преимущественно гиперактивные-импульсивные дети обычно младше, чем дети со
смешанным типом, неизвестно, являются ли они двумя разными подтипами или одним и тем же типом в
разном возрасте (Barkley, 1996).
Правильность и полезность выделения подтипов ГРДВ в Руководстве DSM продолжает
подкрепляться данными исследований (Eiraldi, Power & Nezu, 1997; Faraone, Biederman & Friedman,
2000; Gaub & Carlson, 1997a).
О чем молчат диагностические критерии Руководства DSM?
Диагностические критерии Руководства DSM для ГРДВ имеют ряд потенциальных ограничений
(Barkley, 1996):
-
Онтогенетическая индифферентность. Руководство DSM не принимает в расчет
несоответствия симптомов уровню развития и использует одни и те же симптомы для всех возрастов,
несмотря на то, что некоторые из них (например бегание и лазание) более присущи младшим детям.
Hosted by uCoz