Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 537 
Next page End  

интеллектуальной деятельностью ребенка или достижениями в той или другой из этих сфер
деятельности, их доля не превышает 25% (Barkley, 1998b; Semrud-Clikeman et al., 1992).
<Строгие правила поведения на уроке могут быть мучительны для детей с ГРДВ.>
Речевые расстройства
От 30 до 60% детей с ГРДВ обнаруживают речевые расстройства (L. Baker & Cantwell, 1992; N. J.
Cohen et al., 2000). Помимо более частого, чем следовало ожидать, появления формальных речевых
расстройств. у них часто возникают трудности с использованием речи в повседневных ситуациях. Для
детей с ГРДВ характерна чрезмерная говорливость и громкость; они часто перескакивают с одной
мысли на другую, не умеют выслушивать собеседника, перебивают других, ввязываются в разговор или
затевают его в неподходящих ситуациях.
Дети с ГРДВ не только путано излагают свои мысли, по и используют меньше местоимений и
союзов, так что собеседник с трудом может уловить смысл их высказываний (Tannock, Purvis &
Schachar, 1993). В своем разговоре они могут использовать непонятные связи с предыдущим или
незнакомым слушателю контекстом. Можете ли вы понять следующий рассказ мальчика с ГРДВ
(заглавными буквами помечены непонятные связи)?
«А тут внезапно солдаты — и тут внезапно ОН почувствовал себя плохо и, ты знаешь — сказал:
«Уважаемые доктора, я хочу поговорить с вами», и тут внезапно ОН вошел в ДВЕРЬ, а внутри они
взяли ЭТО ОТТУДА. Тогда ОН надел, я думаю, ТУ ВЕЩЬ на ДВЕРНУЮ РУЧКУ». (Tannock, Fine.
Heintz & Schachar, 1995).
Когда связи не ясны, как в этом примере, слушатель может лишь предположить, о чем ведется
речь, или вообще ничего не понять. К несчастью, нарушение речевой коммуникации у детей с ГРДВ
встречается нередко.
Медицинские и соматические характеристики
Проблемы со здоровьем. Хотя в результате исследований высказывались предположения о том,
что дети с ГРДВ подвержены хроническим инфекциям верхних дыхательных путей, астме и аллергиям,
эти данные противоречивы (Szatmari, Offord & Boyle, 1989). Также противоречивы сведения о более
частых случаях мочеиспускания в постель и других проблемах с естественными отправлениями (Safer &
Alien, 1976). Таким образом, связь между ГРДВ и общим здоровьем в настоящий момент кажется
недостаточно ясной (Barkley, 1998b; Daly et al., 1996).
Несмотря на это необходимость дополнительных исследований диктуется последними данными
о значительно более высокой частоте плановых и экстренных госпитализаций и неотложной помощи,
оказанной детям с ГРДВ по сравнению с другими детьми. Кроме того, средняя стоимость медицинского
обслуживания девятилетнего ребенка с ГРДВ превышает обычную более чем вдвое (Leibson, Katusic,
Barbaresi, Ransom & O'Brien, 2001).
У детей с ГРДВ достаточно распространены нарушения сна (Gruber, Sadeh & Raviv, 2000; Prince
et al., 1996), хотя истинная их природа не ясна (Corkum, Tannock & Moldofsky, 1998). Нежелание
ложиться спать и меньшее общее время сна, по-видимому, наиболее серьезные из проблем со сном
(Wilens, Biederman & Spencer, 1994). Более того, у этих детей значительно чаще нарушения сна могут
быть связаны с приемом стимулирующих лекарств и сопутствующими психическими расстройствами,
чем. собственно, с ГРДВ (Mick, Biederman, Jetton & Faraone, 2000).
У детей с ГРДВ в среднем подростковом возрасте может отмечаться небольшое ухудшение
роста, которое, как оказалось, не связано с приемом лекарств и, по-видимому, нормализуется в позднем
подростковом возрасте (Spencer et al., 1997). Также у этих детей выше частота тиков. Это —
непроизвольные, повторяющиеся, неритмичные движения (мигания, подергивания лицевых мускулов)
или непроизвольно издаваемые звуки («прочищение горла», урчание). Тем не менее тики встречаются
не часто, а их присутствие, скорее всего, не оказывает значительного влияния на психосоциальное
функционирование ребенка (Spencer et al., 1999).
Склонность к риску. Учитывая импульсивность, сложности с подавлением моторики, неумение
планировать и продумывать, не приходится удивляться тому, что до 50% детей с ГРДВ считаются
склонными к риску. В результате несчастных случаев они более чем в 2 раза чаще, по сравнению с
другими детьми, получают переломы костей, рваные раны, тяжелые ушибы, отравления или черепно-
мозговые травмы (Barkley, 1998b).
Hosted by uCoz