Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 537 
Next page End  

малый вес при рождении, неправильное питание, ранние травмы и инсульты, болезни младенческого
возраста).
- Было обнаружено, что ГРДВ тесно связан со структурными и функциональными нарушениями
лобно-базальной области мозга. Результаты исследований снимков мозга показали, что у детей с ГРДВ
существуют структурные и функциональные нарушения (выражающиеся в снижении активности)
определенных зон мозга. Однако нам неизвестны причины этих явлений. Эффективное
медикаментозное лечение при ГРДВ указывает на то, что медикаменты воздействуют на допаминовые
трансмиттеры и метаболизм норэпинефрина, эпинефрина и серотонина; однако мы не можем
непосредственно установить причину ГРДВ только на основании действия лекарств.
- Хотя считалось, что диета, аллергии и свинец могут вызывать симптомы ГРДВ, их роль как
причинных факторов незначительна или отсутствует.
- Психосоциальные семейные факторы обычно не вызывают ГРДВ; однако они важны для
понимания этого расстройства. Проблемы в семье могут усугублять тяжесть симптомов и становиться
причиной появления сопутствующих поведенческих проблем.
Лечение
Марк: Лекарственная и поведенческая терапия.
В третьем классе учительница Марка подняла руки вверх и сказала: «Довольно!» В то утро
Марк вскакивал со своего места шесть раз, чтобы noточить карандаш, каждый раз случайно задевая
парты других детей и роняя их книги и тетради. В конце концов его отправили в кабинет директора
(после того, как он начал пинать парту которую опрокинул). В отчаянии учительница организовала
встречу родителей мальчика и школьного психолога.
Но даже после того как они разработали план, контролирующий его поведение в классе, у
Марка наблюдалось лишь незначительное улучшение. В итоге, после длительных наблюдений,
специалисты обнаружили дефицит внимания и гиперактивность. Ребенок стал принимать Ritalin —
препарат, сдерживающий гиперактивность в течение школьных часов. С помощью психолога
родители научились поощрять желаемое поведение и останавливать Марка, если он начинал очень
мешать. Скоро Марк уже мог сидеть спокойно на уроках и концентрировать внимание на учебе
(адаптировано из NIHM, 1994а).
Лиза: Поведенческая терапия и консультирование.
Во время школьных занятий Лиза вела себя спокойно и не привлекала к себе особенного
внимания, поэтому прошло немало времени, прежде чем учителя заметили возникшие проблемы. Лизу
впервые направили на обследование, когда ее учитель понял, что она талантливая девочка, получающая
плохие оценки. Комиссия исключила неспособность к учебе, но установила, что у девочки синдром
дефицита внимания без гиперактивности. Школьный психолог выявил, что Лиза страдает еще и от
депрессии.
Учителя Лизы и школьный психолог разработали план лечения, который включал программу
направленную на повышение устойчивости внимания и развитие социальных навыков. Кроме этого,
они рекомендовали консультирование, которое поможет Лизе понять свои сильные стороны и
преодолеть депрессивность (адаптировано из NIHM, 1994a).
Хотя нет универсального средства лечения ГРДВ, специалисты используют различные
терапевтические методы, помогающие детям, подобным Марку и Лизе, совладать со своими
симптомами и справляться с сопутствующими проблемами, которые могут возникнуть (Barkley, 1998b;
Hinshaw, 2000). В табл. 5.2 представлен
обзор этих методов. Начальная терапия (рекомендованная в
издании Consumer Reports 1997 года) сочетает стимулирующие медикаменты, тренинг родительской
компетентности и педагогическую коррекцию (Pelham, Wheeler & Chronis, 1998). В настоящее время
создана интенсивная летняя лечебная программа, которая использует основные терапевтические
методы. Дополнительные методы лечения, которым здесь уделено меньше внимания, включают
семейное консультирование, индивидуальное консультирование ребенка и использование группы
поддержки, а также тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческий тренинг самоконтроля
(Barkley, 1998a).
Hosted by uCoz