Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 537 
Next page End  

расстройств (Spencer, Biederman & Wilens, 2000). Для лечения детей применяются два наиболее
эффективных стимулятора —
декстроамфетамин (Dexedrine или Dextrostat) и пока наиболее часто
используемое лекарство метилфенидат (Ritalin). Эти препараты изменяют активность лобно-базальной
области, воздействуя на нейротрансмиттеры, которые имеют большое значение для работы этого отдела
мозга (Plizska, McCracken & Maas, 1996; Volkow et al., 1997). Примерно у 80% детей с ГРДВ
стимуляторы значительно улучшают непрерывное внимание, контроль импульсивности и повышают
эффективность целенаправленных действий, снижая отвлекаемость и устраняя шумное и деструктивное
поведение (Swanson, McBurnett, Christian & Wigal, 1995).
Врезка 5.5
Открытие математических пилюль
Использование стимулирующих препаратов для лечения детей, имевших расстройства научения
и поведения, впервые было описано в 1937 году Чарльзом Брадлеем, главным врачом небольшой
детской психиатрической клиники. Доктор Брадлей описал резкое улучшение состояния некоторых
детей, которых лечили бензедрином. Однако эффективность этого препарата, устранявшего симптомы
поведенческих расстройств, была обнаружена случайно. Д-р Брадлей был очень добросовестным
врачом, в его практику тщательно внедрялись новейшие разработки. Эти разработки включали
спинальную пункцию, после которой обычно начинались продолжительные и тяжелые головные боли.
Предполагалось, что они связаны с потерей цереброспинальной жидкости. Д-р Брадлей полагал, что
если бы он смог усилить секрецию цереброспинальной жидкости за счет стимуляции сосудистого
сплетения (choroid plexus), головные боли проходили бы быстрее. Он решил проверить эту гипотезу и
выбрал наиболее действенный в то время стимулятор, бензедрин (в настоящее время этот тип сильных
стимуляторов не используется). Головные боли устранить не удалось, но, к его удивлению, учителя
отметили существенное улучшение в учебе и поведении у многих детей, которое длилось до тех пор,
пока они принимали бензедрин. Сами дети сообщали, что им стало значительно легче учиться, и
называли препарат «математическими пилюлями», поскольку математика была для них самым
сложным предметом, а улучшение в учебе было наиболее заметно по этому предмету. (Источник:
адаптировано из Gross, 1995.)
---
Кроме этого, стимуляторы могут улучшать социальные взаимодействия ребенка с родителями,
учителями и ровесниками (Danforth, Barkley & Stokes, 1991), а иногда — физическую координацию при
письме и в занятиях спортом (Lerer, Lerer & Artner, 1977). Стимуляторы помогают детям с ГРДВ
контролировать проявления неуступчивого, деструктивного или агрессивного поведения (D. A. Murphy,
Pelham & Lang, 1992). Стимуляторы повышают успеваемость, уменьшая количество и качество
возникающих проблем (Rapport & Kelly, 1993).
Поскольку стимуляторы помогают не всем детям, необходимо их дальнейшее изучение (Barkley,
1997b). Решение об использовании стимуляторов принимается с учетом возраста ребенка (они
действуют более эффективно на детей старше 5 лет), продолжительности и тяжести симптомов,
успешности предыдущего лечения и при условии отсутствия злоупотребления стимуляторами в семье.
Также важно знать, насколько ответственно родители отнесутся к медикаментозной терапии, и будут ли
использовать лекарства в соответствии с рекомендациями врача (Barkley, 1998b).
Стимулирующие препараты, если их использовать грамотно и в соответствии с предписаниями,
обычно относительно безопасны. У некоторых детей могут отмечаться побочные эффекты в виде
потери веса, снижения аппетита, временного замедления роста, нарушения сна. Тем не менее
потенциальные побочные эффекты можно выявить (при правильном наблюдении) и часто
ликвидировать путем снижения дозы. Хотя к стимуляторам при злоупотреблении или неправильном
использовании может выработаться пристрастие (одно из жаргонных названий риталина — витамин R),
оно не появляется у большинства детей, принимающих их. Стимуляторы редко делают детей веселыми,
нервными, прыгучими и не превращают их в бесчувственных зомби.
Некоторые дети могут сообщать, что при приеме лекарств им становится «весело», они
чувствуют себя «по-другому», испытывают скуку или легкую печаль, но эти ощущения не имеют ярко
выраженной окраски и обычно связаны с передозировкой. Большинство детей, принимавших препараты
(в особенности метилфенидат), воспринимали лечение как полезное и даже обнаруживали повышение
самооценки (DuPaul, Anastopoulos, Kwasnik, Barkley & McMurray, 1996). Однако некоторые также
Hosted by uCoz