Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 537 
Next page End  

отмечали негативные ощущения от приема лекарств, иногда связанные с побочными эффектами, но
чаще — со смущением или с мыслями о том, что они «другие, не такие, как все» (G. Weiss & Hechtman,
1993).
Я войду в класс и устрою им всем веселую жизнь, а моя учительница подумает, что я опять
становлюсь гиперактивным, и спросит у меня: «Брадлей, ты, наверное, забыл принять свои
таблетки?» А я отвечу: «Нет!» (Whalen & Henker, 1976).
Родители, учителя и специалисты должны помочь детям чувствовать себя комфортно при
ежедневном приеме лекарств. Могут помочь сравнения медикаментов с очками, подтяжками или
лекарствами от аллергии. Детей может тревожить мысль о том, что только прием лекарств позволяет им
быть более внимательными.
После того как ребенок начал принимать медикаменты, может наступить быстрое улучшение.
Избегайте говорить при нем о том, что изменения в его поведении произошли вследствие приема
лекарств, это может заставить ребенка чувствовать себя беспомощным и некомпетентным. Улучшения в
любом случае являются результатами усилий самого ребенка, раскрывающих его потенциал и
возможности. Как выясняется, дети с ГРДВ чаще склонны объяснять достигнутые успехи собственными
усилиям, а не приемом лекарств, хотя и отмечают, что чувствуют себя лучше после приема препарата
(Pelham et al, 1992). Сообщения о том, что медикаменты вызывают у детей негативное к ним отношение,
ощущения беспомощности и другие неблагоприятные эффекты, не подтвердились при контрольном
исследовании (Pelham, Hoza, Kipp & Gnagy, 1997).
Краткосрочные улучшения, возникающие после приема, подтверждаются многочисленными
исследованиями (Spencer et al., 2000). К сожалению, последующие наблюдения обнаружили, что
стимуляторы не оказывают долгосрочного воздействия и не позволяют окончательно разрешить
проблемы, связанные с успеваемостью, взаимодействием со сверстниками, поведенческими
расстройствами в подростковый период и адаптацией в возрасте после 20 лет (Pelham, 1993).
Стимуляторы оказывают временный эффект, который наблюдается лишь до тех пор, пока ребенок
принимает препарат. В этом смысле использование стимулятора похоже на лечение других
хронических заболеваний, например диабета с помощью инсулина; такое лечение не предполагает
долгосрочного разрешения проблем. Многие молодые люди, принимающие стимуляторы, не могут
избавиться от серьезных поведенческих проблем, несмотря на годы медикаментозного лечения. Слабый
долговременный эффект стимуляторов вызывает серьезные споры по поводу их использования в
клинической практике, и споры эти не прекращаются до сих пор (Safer, 2000b).
Полемика. Использование риталина в Северной Америке возросло с 1990 года более чем в 2
раза; подсчитано, что около 1,3 млн. детей (более 3% школьников) регулярно принимают это лекарство
(Hancock, 1996b; Safer, Zito & Fine, 1996). Более того, риталин в Северной Америке используется в 5 раз
чаще, чем в остальном мире. Можно указать несколько возможных причин повышенного использования
этого препарата (Goldman, Genel, Bezman & Slanetz, 1998), среди которых расширение диагностических
критериев ГРДВ и более часто применение стимуляторов среди девочек и взрослых. Поскольку
измененное законодательство предоставляет лицам с ГРДВ право на улучшенное медицинское
обслуживание, многие стремятся получить этот диагноз, что также приводит к увеличению показателей
по применению стимуляторов.
Учитывая возрастающее массовое употребление стимуляторов для лечения ГРДВ в Северной
Америке, можно сделать предположение о том, что данный диагноз ставится неоправданно часто, что
приводит к использованию стимуляторов не по назначению (Safer, 2000a). Статистика свидетельствует
о применении стимуляторов в различных регионах, социальных и этнических группах, поэтому можно
говорить о значительной вариативности клинической практики и неоднозначной трактовке
диагностических критериев ГРДВ (Safer & Malever, 2000). Исследования установили, что зачастую
использование стимуляторов не соответствует данным диагностики. Например, одно из наблюдений
выявило частоту распространенности ГРДВ, равную 5% (P. S. Jensen et al., 1999). Поскольку лишь 12%
детей, отвечающих диагностическим критериям DSM, получают препараты, был сделан вывод о том,
что многие пациенты, состояние которых могло бы улучшиться в результате приема стимуляторов, не
получают их. Напротив, другие исследования сообщают об астрономически высокой частоте
постановки диагноза ГРДВ и использования стимуляторов — распространенность до 63%,
использование 20% пятиклассников в некоторых школах (Angold, Erkanli, Egger & Costello, 2000;
LeFever, Dawson & Morrow, 1999).
Hosted by uCoz