Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 537 
Next page End  

2000). В справочнике DSM-IV-TR расстройства социального поведения (disruptive behavior
disorders) это устойчивые паттерны антисоциального поведения, представленные категориями
оппозиционно-демонстративного расстройства и расстройства поведения (Loeber, Burke, Lahey, Winters
& Zera, 2000). Кроме того, диагноз антисоциального расстройства личности относится к пониманию
проблем поведения у детей и их поведения в зрелом возрасте. Далее мы рассмотрим как определяется
каждое из этих типов расстройств.
Итоги раздела
- У большинства детей антисоциальное поведение возникает и затем идет на убыль в процессе
нормального развития, хотя наиболее агрессивные дети поддерживают в течение своей жизни один и
тот же уровень агрессивности.
- С точки зрения юридической перспективы, проблемы поведения определяются как преступные
или уголовные поступки, которые приводят к аресту или суду.
- С психологической точки зрения, проблемы поведения проявляются внешне, в том числе в
импульсивных, слишком активных, агрессивных и преступных действиях.
- С психиатрической точки зрения, проблемы поведения рассматриваются как определенные
психические расстройства, основанные на симптомах DSM. Они называются разрушающими
расстройствами поведения и включают оппозиционно-демонстративное расстройство и расстройство
поведения.
DSM-IV-TR: Основные характеристики
Оппозиционно-демонстративное расстройство
Гордон: Наслаждается своей властью.
Он просто почесывает себе пятки: «Значит, я не надену эти носки! Забудь об этом, я не буду
этого делать!» — и он считает, что прав. Гордон пошел в школу в пижаме, не позавтракав, в
проливной дождь без плаща... Он объяснил это мне: «Мам, все из-за этой ссоры». ...Он ни к чему не
относится спокойно. Он даже не скажет: «Ладно, я надену этот свитер». Будет так: «Я сделаю, но
только по-своему... Я не сделаю ничего, что вы хотите, чтобы я сделал, и более того, я разъярюсь и
размажу эту миску с хлопьями по стенке, так что это тебя доконает и ты будешь злиться на меня,
когда начнешь все отмывать»... Он наслаждается своей силой. (Webster-Stratton & Herbert, 1994, стр.
47).
Дети с оппозиционно-демонстративным расстройством (oppositional defiant disorder (ODD))
проявляют не соответствующее возрасту упрямство, раздражительность и ведут себя вызывающе. В
табл.
6.1 представлены критерии DSM-IV для оппозиционно-демонстративного расстройства.
Оппозиционно-демонстративное расстройство было включено в справочник DSM, чтобы выявить
раннее проявление антисоциального и агрессивного поведения среди дошкольников и детей школьного
возраста. Поскольку такое поведение, как ссоры, проявление гнева, выражение раздражения очень
распространено у детей, в среде профессиональных психологов и в обществе возникают сомнения в
применимости этой категории (Angold & Costello, 1996; Kirk & Hutchins, 1994). Тем не менее есть
доказательства независимого сочетания открытого недеструктивного поведения, такого как
неповиновение и ссоры, подтверждающего, что оппозиционно-демонстративное расстройство является
отдельным видом расстройств (см. рис. 6.3, сектор Г). Обнаружилось, что оппозиционно-
демонстративные расстройства оказывают крайне негативные воздействия на взаимодействия
родителей и детей (Green & Doyle, 1999). Фактически, три четверти дошкольников, направляемых на
лечение в клинику из семей с низким уровнем дохода, соответствуют критериям DSM для
оппозиционно-демонстративных расстройств (Keenan & Walkschlag, 2000).
Таблица 6.1. Основные черты диагностических критериев для оппозиционно-
демонстративного расстройства
А. Паттерн негативистского, враждебного и оппозиционного поведения, продолжающийся, по
крайней мере, 6 месяцев, когда присутствуют четыре (или более) из следующих характеристик:
Hosted by uCoz