Navigation bar
  Print document Start Previous page
 176 of 537 
Next page End  

1) ребенок или подросток часто выходит из себя
2) часто ссорится с взрослыми
3) часто активно отрицает или отказывается уступать просьбам или правилам взрослых
4) зачастую специально раздражает людей
5) часто обвиняет других за его или ее ошибки или неправильное поведение
6) часто становится раздражительным или его легко раздражают другие люди
7) часто злится и негодует
8) часто бывает злобным или мстительным
Примечание: учтите, этот критерий подходит, только если поведение возникает чаще, чем
обычно наблюдается у детей сопоставимого возраста и уровня развития.
Примечание: диагноз оппозиционно-демонстративного расстройства не ставится, когда есть
признаки расстройства поведения.
(Источник: DSM-IV-TR, Copyright, 2000 by АРА.)
Расстройство поведения
Грег: Опасный дистресс.
10-летний Грег живет дома со своей матерью, отцом, маленькими братьями и сестрой. Соседи
судачили о нем из-за частых драк, гиперактивности, вспышек гнева и разрушительного поведения дома
и в школе. Дома Грег ссорился с матерью, затевал драки с братьями и сестрой, без спроса брал деньги
у родителей и постоянно угрожал отцу и матери, что устроит пожар, когда они пытались
заставить его слушаться. Три раза он действительно поджег ковры, одеяла и мусор у себя дома. Один
из этих пожаров нанес ущерб на несколько тысяч долларов. Грег часто лгал; в школе его ложь ставила
других в трудное положение, он затевал драки со сверстниками и отрицал все свои плохие поступки.
Грега поместили в клинику так как его родители почувствовали, что мальчик стал совершенно
неуправляемым. Они, в частности, упоминали несколько особенно опасных инцидентов — например,
попытку Грега задушить своего 2-летнего брата, придерживая подушку на его лице. Кроме того,
незадолго до этого Грег вечером гулял по улицам и бил стекла у припаркованных машин.
Родители Грега время от времени прибегали к суровым наказаниям, применяя лопаты и ремни
или запирая мальчика в его комнате на 2-3 дня. В течение последних двух лет отец Грега редко
работает и большую часть времени проводит дома — спит или смотрит телевизор. Потери дохода
привели к увеличению стресса. Грег сказал, что он не мог оставаться дома, так как отец все время
сходил с ума из-за пустяков. Мать Грега постоянно работала и ее часто не бывало дома. У нее
возникали депрессии и за последние 3 года она два раза пыталась покончить с собой. В каждом случае
ее забирали в больницу приблизительно на 2 месяца. Поведение Грега дома и в школе ухудшалось в эти
периоды.
Хотя Грег обладал нормальным интеллектом, его школьные оценки были ниже нормального
уровня и он учился в специальном классе, так как был слишком активным и его поведение отличалось
деструктивностью. Родителям мальчика сказали, что если они не обратятся к врачу то Грег не
сможет вернуться в школу в следующем году. Те не знали, куда обратиться. Они обсуждали
возможность отказаться от Грега или поместить его в специальную школу-интернат с более
строгой дисциплиной, которая его «воспитает» (адаптировано из Kazdin, 1995, стр. 2-3).
Расстройство поведения (conduct disorder) описывает детей, проявляющих очень агрессивные
и антисоциальные поступки, в том числе они причиняют другим людям боль, крадут или совершают
акты вандализма (см. табл. 6.2 — в ней даны диагностические критерии из DSM).
Таблица 6.2. Основные диагностические критерии расстройства поведения
А. Это постоянный и устойчивый паттерн поведения, когда нарушаются основные права других
или соответствующие возрасту социальные нормы или правила, и встречаются три или более
соответствующих критерия в течение 12 месяцев, и, по крайней мере, один критерий в течение 6
месяцев.
Агрессия по отношению к людям и животным
1) Часто совершает хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их.
2) Часто является инициатором драк.
3) Использовал оружие, которое может причинить серьезный физический вред другим
Hosted by uCoz