Navigation bar
  Print document Start Previous page
 182 of 537 
Next page End  

Хотя фрустрация и деморализация, вызванные неудачами в школе, и могут привести к
антисоциальным поступкам у некоторых детей (Maughan, Gray, & Rutter, 1985), нет доказательств в
поддержку неуспеваемости как основного объяснения антисоциального поведения, в особенности в
детстве. Поскольку многие дети проявляют паттерны антисоциального поведения задолго до того, как
они начинают посещать школу, более вероятно, что причиной как трудностей в школе, так и проблем
поведения являются какие-то основные факторы, например: нейропсихологический дефицит, дефицит
вербальной функции или социоэкономические проблемы (Farrington, 1991a; Hinshaw, 1992a).
Дети с проблемами поведения особенно часто показывают плохие результаты в изучении языка и
чтении (Moffitt, 1993b).
Что касается недостаточных вербальных и исполнительных функций, то
взаимосвязь между проблемами поведения и академической неуспеваемостью лучше всего объясняется
гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания. Когда этого расстройства не
возникает, дети с проблемами поведения показывают плохие результаты в школе не чаще, чем другие
дети (Frick et al., 1991; Hinshaw, 1992). Итак, хотя трудности в обучении и проблемы поведения
взаимосвязаны, природа этих взаимоотношений сложна, и решающим промежуточным фактором
является в них присутствие гиперкинетического расстройства и синдрома дефицита внимания (Rapport,
Scanlan & Denney, 1999).
Кроме того, плохая учеба и проблемы в поведении с течением времени начинают влиять друг на
друга. Незаметное раннее отставание в развитии языковых навыков может привести к трудностям в
чтении и коммуникации, что в свою очередь усиливает антисоциальное поведение в элементарной
школе (McGee et al., 1986). Дети и подростки с плохими академическими навыками, как правило,
теряют интерес к школе и начинают поддерживать отношения с преступными сверстниками. К
отрочеству взаимосвязь между плохой успеваемостью и антисоциальным поведением становится
вполне очевидной.
Дефицит самоуважения
Хотя дети с проблемами в поведении могут иметь низкую самооценку, существует мало
подтверждений в пользу того, что низкая самооценка — основная причина антисоциального поведения.
Скорее, антисоциальное поведение, по-видимому, связано с завышенным, неустойчивым или
нереалистичным представлением о себе (R. F. Baumeister, Bushman & Campbell, 2000). Любая
кажущаяся угроза их предубеждениям по отношению к себе может привести к насилию, помогающему
избежать принижения я-концепции (R. F. Baumeister, Smart & Boden 1996). В соответствии с этим
представлением, самоуважение членов молодежных банд соответствует паттерну, при котором любое
усиление статуса, уважения или престижа и самооценки у одного из членов группы подрывает его
уважение к остальным членам группы и статус других (Е. Anderson, 1994). Так что, хотя низкая
самооценка не основная причина проблем в поведении, дети с такими проблемами могут испытывать
ряд нарушении в концепции «я», усиливающих их антисоциальное поведение.
Межличностные трудности в общении со сверстниками
Он так агрессивно ведет себя по отношению к другим детям. Мы на самом деле не можем быть
уверены, что он не подойдет и не станет бить маленького ребенка. Он тыкает маленьким детям
пальцами в глаза, толкает их... Как будто он специально ищет других детей, чтобы сделать им больно.
(Webster-Straton & Herbert, 1994, p. 46)
Маленькие дети с проблемами поведения проявляют физическую агрессию, их игры
неприемлемы для окружающих, они враждебно разговаривают и обладают плохими социальными
навыками (Miller & Olson, 2000). Когда дети с расстройством поведения подрастают, то большинство их
не находит поддержки и дружбы среди своих сверстников, хотя некоторые из них могут стать довольно
популярными (Rodkin, Farmer & Van Acker, 2000). Начав ходить в школу, некоторые дети с
расстройством поведения становятся хулиганами, и этот паттерн связан с продолжительным
антисоциальным поведением в подростковом возрасте и в зрелости (см. врезку 6.2).
Врезка 6.2
Хулиганы и их жертвы
В течение двух лет Джонни — тихий 13-летний мальчик, был человеком-игрушкой для
Hosted by uCoz