Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 537 
Next page End  

ситуациях. Они недооценивают свою собственную агрессивность и ее негативное влияние на других и
переоценивают агрессию, направленную на них самих.
В их поведении проявляется склонность к приписыванию враждебности (hostile attributional
bias), означающее, что они чаще приписывают негативные намерения другим людям, в особенности
когда намерения других не ясны (например, когда какой-нибудь ребенок случайно наталкивается на
них, они, как правило, думают, что он сделал это специально). Агрессивные дети склонны ценить
социальное доминирование и месть, а не дружбу. Им не хватает заботы о других людях (Hastings et al.,
2000) и их способы решения социальных проблем неадекватны и неприемлемы для окружающих (Crick
& Dodge, 1994; McFayden-Ketchum & Dodge, 1998).
Важно помнить, что многие дети с проблемами поведения живут в очень неблагоприятных
условиях. В некоторых случаях их так называемое «предубеждение» видеть угрозу и агрессию у других
людей является точным отражением их пребывания во враждебном социальном мире, а агрессивный
стиль реагирования оказывается адаптивной реакцией на этот мир.
Семейные проблемы
Пэм: Ничего никогда не будет решено.
Пэм и ее мать горячо спорят о том, когда девочке ложиться спать, встречаться с друзьями,
делать домашнюю работу и выполнять обязанности по дому. Эти споры начинаются, когда мать
устанавливает правила, а Пэм их не выполняет. Во время споров Пэм проклинает свою мать, унижает
ее и обвиняет в том, что та несправедлива и слишком строга. В свою очередь мать Пэм перечисляет
длинный список ее дурных поступков в прошлом и обвиняет ее в неуважении. Матери кажется, что
дочь целенаправленно восстает против нее, и что если Пэм не исправится, то кончит тюрьмой. Пэм
кажется, что установленные матерью правила разрушат ее жизнь, и что мать не понимает ее
поколение. Отец Пэм считает, что работа его жены состоит в том, чтобы воспитывать детей, и
что если они себя неправильно ведут, то «компетентная мать» должна знать, как справиться с этой
проблемой. ...Ничего, как ему кажется, никогда не будет решено (адаптировано из Foster & Robin,
1988, стр. 725).
Проблемы с родителями, сестрами и братьями и членами большой семьи часто являются
следствием антисоциального поведения и жестокого обращения (С. L. Carlson, Tamm & Hogan, 1999;
Patterson, Reid & Dishion, 1992). С проблемами поведения у детей связаны два типа семейных
нарушений:
-
Общие семейные нарушения, такие как психопатология родителей, антисоциальные семейные
ценности и случаи антисоциального поведения в семье, семейная нестабильность и нехватка средств.
-
Конкретные расстройства в воспитательной практике и семейном функционировании,
например:
слишком суровое воспитание и дисциплина, недостаток присмотра за ребенком, нехватка
эмоциональной поддержки и разногласия между родителями в вопросах воспитания.
Эти два типа семейных нарушений тесно взаимосвязаны между собой, так как общие нарушения
в семье, например депрессия матери, часто приводит к плохому воспитанию, что, в свою очередь,
вызывает у ребенка ощущение родительской некомпетентности и провоцирует его на антисоциальные
поступки, а такое поведение ребенка может еще больше усилить депрессию матери и, таким образом,
круг замкнется.
В семьях с детьми с проблемами поведения распространен высокий уровень конфликтности.
Кроме того, дети в них, как правило, плохо воспитываются, дисциплинирующие воздействия
неэффективны, наблюдается негативное подкрепление, неприемлемое использование наказаний и
вознаграждений, плохое выполнение приказов детьми и недостаточное участие родителей в воспитании
(Patterson et al., 1992; Winler, Diaz, McCarthy, Atencio & Chabay, 1999). Родители порой могут проявлять
социально-когнитивный дефицит, такой же, как и у их детей, и можно сделать вывод, что тенденция
антисоциальных детей видеть у других людей враждебные намерения иногда отражает социальные
восприятия их родителей (Bickett, Milich & Brown, 1996). Наконец, зачастую в семьях часто встречается
недостаток согласия, отражающийся в эмоциональной холодности, плохой коммуникации,
неэффективном разрешении проблем, низкой поддержке друг друга и нарушении семейных отношений
(Henggeler, Melton & Smith, 1992).
Hosted by uCoz