Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 537 
Next page End  

активации поведения становится слишком активной, а система торможения наоборот — недостаточно
активной, и этот паттерн определяется в основном генетической предрасположенностью (Quay, 1993).
Когда система активации поведения гиперактивна, то у детей с проблемами поведения усиливается
чувствительность к вознаграждениям (O'Brien & Frick, 1996). Кроме того, они не реагируют на
наказание и продолжают реагировать в условиях отсутствия вознаграждения — такие паттерны
последовательно проявляются при недостаточно активной системе торможения поведения.
У подростков с диагнозом расстройства поведения с ранними симптомами агрессивного
поведения также возникает:
-
низкая степень психофизиологического и/или коркового возбуждения (Magnusson, 1988).
-
низкая автономная реактивность (Pennington & Ozonoff, 1996).
Низкая реактивность возбуждения и спонтанная реактивность у детей с проблемами поведения
может привести к тому, что они плохо усваивают обычные приемы социализации, такие как
предупреждение или порицание, и плохо реагируют на наказание, что в свою очередь порождает общий
паттерн недостаточно приемлемого поведения, неспособность выработать страх, чтобы не вести себя
антисоциально, кроме того, такие дети недостаточно сознательны. Большинство детей реагируют на
дисциплину и наказание, вследствие чего антисоциальность их поведения ослабляется. Часто у детей с
проблемами поведения происходит совершенно обратное явление — они усиливают свое
антисоциальное поведение, когда их наказывают, и ведут себя еще более вызывающе.
Другие данные исследований также позволяют сделать вывод о роли нейробиологических
факторов в проблемах поведения (Lahey, Hart, Pliszka, Applegate & Mcburnett, 1993; McBurnett & Lahey,
1994; Quay, 1993).
- Дети с проблемами поведения обладают несколько более высоким уровнем факторов риска в
неврологическом развитии, в частности, они рождаются в процессе трудных родов или с закрытыми
травмами головы.
- Воздействие в детстве свинца и нейротоксинов, нарушает способность детей сдерживать
импульсивное поведение и приводит к более высокому уровню проблем в поведении в раннем
отрочестве (Needleman, Reiss, Tobin, Biesecker & Greenhouse, 1996).
- Дети с проблемами поведения проявляют нейропсихологический дефицит, как предполагается,
в результате более низкого коэффициента умственного развития, особенно вербального развития и
исполнительных функций (Moffitt & Lynam, 1994).
- Данные о взаимосвязи влияния сексуальных гормонов, например между уровнем тестостерона
и агрессией, — непоследовательны, уровень тестостерона сильнее коррелирует с реактивной, чем с
неспровоцированной формой агрессии (McBurnett & Lahey, 1994; Olweus, 1987).
В целом низкий уровень коркового возбуждения и автономной реактивности, по-видимому,
играет центральную роль в раннем проявлении расстройств поведения.
Социально-когнитивные факторы
Связь между мышлением детей и их агрессивным поведением рассматривается с нескольких
точек зрения. Некоторые методы уделяют внимание незрелым формам мышления, таким как
эгоцентризм или недостаточный учет перспектив (Selman, Beardslee, Schultz, Krupa & Podorefsky, 1986;
Selman et al., 1992). Другие подходы уделяют внимание когнитивным недостаткам, таким как
неспособности ребенка использовать вербальные средства, чтобы регулировать поведение
(Meichenbaum, 1977), или случаям, когда у детей возникают когнитивные искажения, например, когда
они интерпретируют нейтральное событие как акт намеренной враждебности (Crick & Dodge, 1994).
Крик и Додж (Crick & Dodge, 1994) представили наиболее тщательно разработанную социально-
когнитивную теорию, объясняющую поведение социально-агрессивных мальчиков. В их модели
предполагается, что серия мыслительных процессов возникает во время соответствующих социальных
взаимодействий и отсутствует или искажается во время нецелесообразных социальных взаимодействий.
Мышление и поведение агрессивных детей в социальных ситуациях оказывается недостаточным в
одном или нескольких шагах, описанных в табл. 6.4. Эта модель также учитывает обратную связь
между навыками детей по обработке информации в определенных социальных ситуациях и их «базой
данных» о социальных схемах, воспоминаниями, знанием и культурными ценностями или правилами
(Crick & Dodge, 1994). Контакт родителей и детей и качество первой привязанности ребенка вносят
важный вклад в эту базу данных. Эта модель также учитывает влияние похвал/реакций сверстников и
эмоциональных процессов как определяющих факторов социальной приспособленности.
Hosted by uCoz