Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 537 
Next page End  

резкую реакцию его матери. Для понимания роли семьи в асоциальном поведении важно усвоить
понятие реципрокного воздействия (reciprocal influence), когда детское поведение и само
обусловлено, и влияет на поведение других членов семьи. Негативное воспитание может привести к
антисоциальному поведению, но такая практика может быть также реакцией на трудное, оппозиционное
и агрессивное поведение, проявляемое детьми с проблемами в поведении (Lytton, 1990).
В интересном исследовании реципрокного воздействия матерей мальчиков с расстройством
поведения и мальчиков из контрольной группы попросили пообщаться с их собственными сыновьями,
соответственно, — с мальчиком с расстройством поведения, и с мальчиком из контрольной группы
(Anderson, Lytton & Romney, 1986). Для поддержания воздействия родитель—ребенок, всех матерей
попросили вести себя более требовательно и негативно при взаимодействии с ребенком, страдающим от
расстройства поведения. Тем не менее матери мальчиков с расстройством поведения реагировали на
своих сыновей наиболее негативно, так что из их поведения можно было сделать вывод о том, что
негативное взаимодействие с их ребенком также играет важную роль в его проблемах. В контексте
постоянного развития и взаимодействия взаимное влияние — наиболее точный способ описать
взаимодействие между влиянием семьи и асоциальным поведением. Мы должны также учесть
возможность того, что некоторые аспекты окружения в семье можно связать с антисоциальным
поведением в детстве как результатом общей генетической предрасположенности, которая ведет к
определенным паттернам поведения (Frick & Jackson, 1993).
Теория принуждения. Теория принуждения (coercion theory) Джеральда Паттерсона утверждает,
что взаимодействие между родителями и детьми создает почву для развития антисоциального
поведения (Pattersoni 1982; Patterson et al., 1992). Этот процесс возникает в последовательности четырех
ступеней избежания и обусловливания, когда ребенок узнает, как использовать все более интенсивные
формы вредного поведения, чтобы избежать и уклониться от нежелательных родительских требований.
Принуждающее взаимодействие родителя и ребенка описанное во врезке 6.3 начинается, когда мать
видит, как ее сын Поль, не успевающий в школе, смотрит телевизор, вместо того чтобы делать свою
домашнюю работу. Эти принуждающие паттерны взаимодействия родителей и детей состоят из уже
хорошо отработанных действий и реакций, как правило, не осознающихся членами семьи. Этот процесс
называется ловушкой подкрепления (reinforcement trap), потому что со временем принуждающие члены
семьи оказываются в ловушке последствий собственного поведения. Например, матери асоциальных
детей в 8 раз реже давали принудительные команды, чем матери детей без проблем (Patterson et al.,
1992).
Врезка 6.3
Принуждающее взаимодействие родителей и детей: четырехшаговая последовательность
избегания и обусловливания
Шаг 1.
мать ругается
Шаг 2.
Ребенок спорит
Шаг З.
мать разговаривает
Шаг 4.
ребенок
прекращает
спорить
Кратковременный
результат
Наказание.
Маловероятно,
что мать будет
ругаться
Негативное
подкрепление.
Ребенок вероятнее Мать, скорее всего,
всего, будет спорить,
когда мать ругается
Негативное
подкрепление.
уступит
Долговременный
результат
Ребенок не делает домашнего задания
Шаг 1: Мать Поля, повысив голос, ругается: «Почему ты сидишь перед телевизором в то время,
когда должен делать домашнее задание?»
Шаг 2: Поль ворчливо огрызается: «Школа утомляет, мои учителя тупицы, у меня нет
никакого домашнего задания». Возражения Поля имеют целью непосредственно наказать мать за ее
ругань, и со временем она станет прикладывать меньше усилий к тому, чтобы проследить за домашней
работой сына и его проблемами в школе.
Шаг 3: Мать Поля отказывается от своих требований к нему закончить работу и удовлетворяется
ответом, что ему ничего делать не нужно. Она понижает голос и говорит: «В самом деле, миссис Смит
Hosted by uCoz