Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 537 
Next page End  

проблем в поведении (Henggeler, 1996). Тем не менее, несмотря на это понимание, типичные и зачастую
назначаемые судом курсы терапии, такие как психотерапия, групповая терапия, воспитание, наказание,
программы по выживанию или учебные лагеря, не адресованы этим детерминантам и поэтому такие
методы оказываются менее эффективными (Henggeler, Schoenwald & Pickrel, 1995; Lipsey, 1995).
Несмотря на недостаток эффективности в лечении ярко выраженного антисоциального поведения,
индивидуальная терапия, основанная на работе в кабинете врача, и семейная терапия часто назначаются
детям, потому что они относительно недороги (Tate, Repucci & Mulvey, 1995).
Групповое лечение, при котором антисоциальные подростки собираются вместе, может еще
больше обострить проблемы в поведении, так как связь с одинаково настроенными людьми
стимулирует антисоциальную активность (Dishion, McCord & Poulin, 1999).
Как мы видели на примере Скотта, ограничительные методы, такие как помещение в
психиатрическую больницу и в тюрьму, также дают мало эффективности и имеют дополнительный
недостаток в том, что это лечение крайне дорого (Henggeler & Santos, 1997). К сожалению, однако,
около 70% денег, затрачиваемых на психическое здоровье подростков и детей в США, по-прежнему
расходуются на помещение их в исправительные учреждения, которые могут принести больше вреда,
чем пользы (Sondheimer, Schoenwald & Rowland, 1994). Заключение в тюрьму может даже не служить
функции защиты общества, так как зачастую подростки, попадая в тюрьмы и колонии и впоследствии
выходя на свободу, совершают больше преступлений, чем те, кто остается дома и проходит курс
терапии (Henggeler, 1996).
Так как известно, что проблемы поведения у детей со временем развиваются и становятся
разнообразнее, то терапия должна четко реагировать на то, в каком направлении развивается ребенок.
Методы и цели терапии отличаются для дошкольников, школьников и подростков и в зависимости от
типа и остроты проблем поведения ребенка. В целом, чем дальше ребенок развивается в направлении
антисоциального поведения, тем больше его потребность в интенсивных вмешательствах и, к
сожалению, тем хуже прогноз для таких детей, как Скотт. На деле, если антисоциальное поведение не
изменяется к концу третьего класса, то оно лучше всего лечится как хроническое состояние,
напоминающее диабет, от него нельзя избавиться, но можно справиться или подавить в процессе
продолжительных вмешательств и поддерживающих мер (Kazdin, 1995). Такое затруднительное
положение, характеризующееся большими усилиями и затратами на терапию и сравнительно
незначительным результатом в случае с детьми постарше, привело к переоценке приоритетов, и
психологи стали больше значения придавать раннему вмешательству и предупреждению
антисоциальности в поведении (Barkley et al, 2000; Shelton et al., 2000). Исчерпывающий двусторонний
подход к лечению проблем в поведении включает:
-
постоянные вмешательства, которые помогают подросткам помоложе и их семьям справиться
с многими связанными социальными, эмоциональными и академическими проблемами;
-
раннее вмешательство для маленьких детей, у которых только начали возникать проблемы в
поведении (Frick, 2000).
Чтобы проиллюстрировать многочисленные виды терапии проблем в поведении (McMahon &
Wells, 1998), мы укажем на три метода лечения, успех которых уже в некоторой степени доказан
(Brestan & Eyberg, 1998): тренинг родительской компетентности, когнитивный тренинг навыков
разрешения проблем и многосистемная терапия (табл. 6.6). Мы также обсудим
психофармакологическую терапию и новые перспективные превентивные вмешательства для
маленьких детей. Почти во всех формах терапии психологи предоставляют корректирующий
межличностный опыт с родителями, братьями и сестрами и сверстниками, отражение того факта, что
большинство антисоциальных фактов, в том числе насилие, возникает между ребенком и членами семьи
или сверстниками.
Таблица 6.6. Терапия детей с проблемами поведения
Терапия
Общее представление
Тренинг
родительской
компетентности
Учит родителей изменять поведение их ребенка в доме, используя
возможности техники управления. Главное внимание уделяется
усовершенствованию взаимодействий родителей и ребенка и
тренировке других родительских навыков (например: коммуникации
родителей и детей, мониторинг и наблюдательность).
Hosted by uCoz