Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 537 
Next page End  

Когнитивный
тренинг навыков
разрешения проблем
Определяет когнитивные недостатки ребенка и искажения в
социальных ситуациях. Ребенок учится оценивать ситуацию,
изменять ее или ее атрибуции о мотивациях других детей, быть более
чувствительным к тому, что чувствуют другие дети, и создавать
альтернативные и более подходящие решения.
Многосистемная
терапия
Интенсивный метод, опирающийся на другие техники, такие как
тренинг родительского управления, тренинг когнитивных навыков
разрешения проблем и супружеская терапия, специальные
интервенции, такие как специальное образование и отправка на
участие в программах по лечению от наркомании или в суд.
Тренинг родительской компетентности
[О программе тренинга родительской компетентности, разработанной в России, см. учебник по
психотерапии под ред. Б. Д. Карвасарского, 2-е изд. — Прим. науч. ред.]
Тренинг родительской компетентности (Parent management training), описанный нами в
главе 5, направлен на то, чтобы обучить родителей заставлять ребенка изменять свое поведение дома
(Eyberg, 1988; Forehand & McMahon, 1981). Основная предпосылка тренинга родительской
компетентности состоит в том, что плохое взаимодействие родителей и ребенка может вести к
поддержанию антисоциальных паттернов поведения ребенка, и в предположении, что стоит изменить
способ взаимодействия родителей с ребенком, как его поведение улучшится (Dishion, Patterson &
Kavanagh, 1992; McMahon & Wells, 1989, 1998). Хотя меры принуждения в семье рассматриваются как
совместный результат поведения и родителей и ребенка, легче всего и наиболее желательно для начала
изменить поведение родителей, и тогда эти взаимодействия изменятся. Цель тренинга родительской
компетентности — обучить родителей новым навыкам. Хотя существует много вариаций в тренинге
родительской компетентности, например индивидуальный или групповой тренинг, тренинг в клинике
или дома, применение «живых» материалов или записей на видеопленке, все методы тренинга
родительского менеджмента обладают несколькими общими чертами (Kazdin, 1995). Они изображены в
табл. 6.7.
Таблица 6.7. Общие характеристики тренинга родительской компетентности
- Терапевт осуществляет минимальное вмешательство в жизнь ребенка или не вмешивается
вообще.
- Отец или мать учится использовать конкретные процедуры для изменения взаимодействия
между родителями и детьми, развивает просоциальное детское поведение и ослабляет неповиновение у
ребенка.
- Терапевты используют разнообразные методы обучения дома или в клинике, в том числе
интерактивную дискуссию, прямое наставление, моделирование, заключение контрактов о поведении,
воспроизведение поведения, формирование поведения, обратную связь, ролевую игру и структурные
домашние задания.
- Родители учатся по-новому наблюдать за поведением своих детей и идентифицировать его.
- Сессии включают усвоение принципов социального научения, в том числе эффективное
использование команд; способы установления четких правил; использование дифференцированного
внимания; использование похвалы, вознаграждений или подарков за желаемое поведение;
использование мягкого наказания, например, такого как тайм-аут в качестве подкрепления или потеря
привилегий; переговоры; ограничение непредвиденных ситуаций.
- Терапевтические сеансы предоставляют родителям возможность увидеть, как применяются
новые техники, попрактиковаться в них и заново пересмотреть развитие отношений в семье.
- Домашние задания и другие тактики используются для того, чтобы способствовать
генерализации навыков, усвоенных в процессе терапии дома.
- Прогресс в терапии тщательно фиксируется, и по мере надобности в ней осуществляются
изменения.
Тренинг родительской компетентности обладает рядом преимуществ и ограничений. (McMahon
& Wells, 1989). Были разработаны многие замечательные руководства для лечения и обучающие
материалы, облегчающие его широкое распространение (например, Barkley, 1997e; McMahon &
Hosted by uCoz