Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 537 
Next page End  

учителю.
Ступень 3: Мне бы лучше сосредоточиться и сконцентрироваться.
Эта ступень обучает ребенка концентрироваться и оценивать решения, которые приходят ему в
голову.
Если я побью его, то у меня будут проблемы. Если я попрошу его, он может быть вернет мне ее.
Ступень 4: Мне нужно сделать выбор.
На этой ступени ребенок выбирает решение, кажущееся ему наиболее эффективным.
Я попытаюсь попросить его, и если не получится, я расскажу обо всем учителю.
Ступень 5: Я правильно сделал или совершил ошибку.
На этой последней ступени ребенок оценивает решение: было ли это самое лучшее из
имеющихся решений, правильно ли шел процесс разрешения проблем, или ребенок выбрал ошибочное
и нежелательное решение (в этом случае пятиступенчатый процесс начинается снова).
Я сделал правильный выбор. У меня не будет проблем. Джейсон и я можем по-прежнему
остаться друзьями, если он вернет мне мою игру. Если нет, я сделаю все возможное, чтобы вернуть ее
назад, прежде чем обратиться за помощью к учителю. Я правильно поступил!
---
Во время прохождения тренинга терапевт, играющий активную роль в лечении, использует
обучение, практику и обратную связь, чтобы помочь детям найти различные возможности справиться с
социальными ситуациями, научившись оценивать ситуацию, идентифицировать утверждения о себе и
свои реакции, изменить типы атрибуций, которые делаются о поведении других детей, стать более
чуткими к их чувствам, предвидеть реакцию других, находить альтернативные и более подходящие
решения межличностных проблем и исследовать влияние личного поведения на других и себя.
Основные элементы когнитивного тренинга разрешения проблем приводятся в табл. 6.8.
Таблица 6.8. Основные элементы тренинга когнитивных навыков разрешения проблем
- Уделяется особое внимание мышлению ребенка, хотя поведение, являющееся результатом
мышления, также считается важным; детей обучают постепенно разрешать межличностные проблемы.
- Самоподтверждения используются, чтобы направить внимание на аспекты проблемы, ведущие
к эффективному решению.
- В терапии используются структурные задания, в том числе игры, школьные задания или
рассказы.
- Ребенок учится применять когнитивные навыки разрешения проблем, усваиваемые в
подлинных жизненных ситуациях.
- Психотерапевт играет активную роль в лечении, дает примеры когнитивных процессов в
вербальных утверждениях, применяет последовательность утверждений для проблем, подсказывает
детям, как применять навыки, предоставляет обратную связь и оценивает правильное их применение.
- В психотерапии сочетаются моделирование, практика, ролевая игра, поведенческие контракты,
подкрепление и слабое наказание, такое как потеря очков или призов.
- В психотерапии уделяется особое внимание расширению решения проблем для повседневной
жизни ребенка с помощью домашних заданий. Помимо этого родителей обучают помогать ребенку
использовать ступени принятия решений и выполнять домашние задания.
Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем имел некоторый успех у детей и молодежи,
направляемой на лечение в связи с проблемами в поведении, особенно у детей постарше, и этот метод
оказал благотворное влияние на функционирование родителей и семьи (Kazdin & Wassel, 2000).
Исследование постоянно подтверждает взаимосвязь между плохой приспособленностью и агрессивным
поведением, на котором основывается тренинг навыков разрешения когнитивных проблем. Процедуры
этого тренинга подробно описываются в руководствах по терапии (Finch, Nelson & Ott, 1993; Shure,
1992). Однако остается неясно, ответственны ли изменения понятия о неприспособленности за
улучшения в поведении. В самом деле, изменение когнитивных процессов необязательно приводит к
изменениям в поведении (Dodge, 1989). Наконец, хотя большинство детей в результате улучшают свое
поведение, у некоторых из них по-прежнему остается больше проблем, чем у их нормальных и не
оппозиционных сверстников (Kazdin, Siegel & Bass, 1992).
Многосистемная терапия
Hosted by uCoz