Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 537 
Next page End  

Для лечения импульсивных и агрессивных проявлений у детей и взрослых с проблемами
поведения используются разнообразные лекарственные средства, в том числе нейролептики, литий,
антисудорожные препараты и стимулирующие средства (М. Campbell, Cueva &
Adams, 1999; Gadow,
1991). Нейролептики — наиболее часто использующиеся лекарства для лечения агрессивного
поведения. Тем не менее следует тщательно продумывать их долгосрочное использование из-за
побочных эффектов, которые могут включать когнитивные дефициты, сонливость, набор лишнего веса
и расстройства желудочно-кишечного тракта. Литий — это стабилизатор настроения, ослабляющий
агрессивное поведение и дающий меньше побочных эффектов, чем нейролептики (Malone, Delaney,
Leubbert, Cate & Campbell, 2000). Противосудорожный препарат карбамазепин также помогает ослабить
агрессивное поведение с минимальным влиянием на когнитивные функции. В дополнение к этим
средствам лечения агрессивных симптомов, стимулирующие лекарства также могут помочь ослабить
импульсивность у детей с проблемами поведения и сопутствующим расстройством дефицита внимания
и гиперактивности (Frick, 2000).
Лекарства, использовавшиеся для лечения агрессивных симптомов, могут снять взрывные
агрессивные и деструктивные прявления, но они реже снимают скрытые симптомы, такие как воровство
или ложь. Используясь для ослабления агрессивного поведения самого по себе, лекарства может быть
вряд ли достаточно и его всегда надо использовать в сочетании с вмешательствами, которые обучают
детей соответствующему социальному поведению и самоконтролю (М. Campbell et al., 1999).
Превентивные вмешательства
До последнего времени лечению детей постарше с проблемами поведения
уделялось намного
больше внимания, чем программам раннего вмешательства и предупреждения. К счастью, такое
состояние дел изменилось и выросло понимание необходимости интенсивных вмешательств дома и в
школе, которые могут конкурировать с историей негативного развития ребенка, плохой семьей и
окружением общества и дружбой с оппозиционно настроенными сверстниками (Henrich, Brown & Aber,
1999; Sanders, 1999; Tolan, Guerra & Kendall, 1995). Можно выделить следующие основные
предпосылки превентивных вмешательств.
- Проблемы в поведении можно легче и эффективнее вылечить у маленьких детей, чем у детей
постарше.
- Если с юного возраста противодействовать факторам риска и усиливать факторы защиты,
человек может ограничить или предотвратить эскалацию агрессии, отвержения сверстников, дефицита
самооценки, расстройства поведения и провалов в учебе, наблюдаемых у детей с рано возникающими
проблемами поведения.
- В течение длительного промежутка времени превентивные вмешательства существенно снизят
затраты на образование, судебные процессы, здоровье и систему охраны здоровья, связанные с
проблемами поведения (Webster-Stratton, 1996).
Кэролайн Вебстер-Страттон разработала программу интенсивного раннего вмешательства для
родителей 4-8-летних детей с проблемами поведения или рискующими их приобрести (Webster-Stratton,
1995,
1996,
1998). В обучении применяются интерактивные видеокурсы, что позволяет широко их
использовать с относительно низкими затратами. Кроме обучения родителей навыкам управления
детьми, эта программа также адресована взаимосвязанным проблемам поведения человека, его семьи и
отношений в школе. Родителей также обучают стратегиям личного самоконтроля для того, чтобы
справиться с гневом, депрессией и порицанием. Кроме того, родители усваивают эффективные навыки
коммуникации, стратегии, для того чтобы справиться с конфликтами дома и на работе, и способы
увеличить социальную поддержку.
Приблизительно 65% детей, чьи родители участвовали в таких ранних интервенциях, показали
значительные улучшения в своем поведении (Webster-Stratton, 1996). Однако высокий уровень
рецидивов в некоторых семьях и недостаток генерализации улучшения поведения в школе и
взаимоотношений со сверстниками предполагает, что требуются дополнительные вмешательства,
непосредственно обучающие ребенка. В результате дополнительный элемент программы обучает детей
усваивать соответствующие навыки разрешения проблем и социальные навыки. Сессии терапии
проходят в маленьких группах. В них уделяется внимание правилам, обучению эмпатии и навыкам
коммуникации. Дети также обучаются стратегиям разрешения проблем, контролю над собственным
гневом и навыкам, связанным со школой (Webster-Stratton, 1996). Из-за юного возраста детей (8 лет или
меньше), для того чтобы увлечь их, применяются такие процедуры, как игра, ролевые игры,
Hosted by uCoz