Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 537 
Next page End  

мультфильмы и рисунки. Последующие исследования обнаружили, что эти процедуры достаточно
эффективны, в особенности в сочетании с вмешательством родителей (Webster-Stratton & Hammond,
1997).
Инновационная программа быстрый путь (FAST track) предназначена для предотвращения
хронического антисоциального поведения (Conduct Problems Prevention Research Group, 1992, 2000). Это
раннее вмешательство — отличный пример всеобъемлющих усилий, требующихся для лечения
серьезных проблем в поведении. Данная программа направлена на детей из детского сада,
подвергающихся сильному риску, которые отличаются разрушительным поведением и плохими
отношениями со сверстниками. Цель этой программы — ослабить разрушительное и агрессивное
поведение ребенка дома и в школе и улучшить его взаимоотношения с родителями, учителями и
сверстниками. Детей обучают социально-когнитивным навыкам, необходимым для эффективного
разрешения межличностных проблем и регуляции эмоций. Другая важная цель — это
усовершенствование академических навыков, в особенности чтения, и улучшение качества
взаимоотношений между членами семьи и персоналом школы.
Для достижения этих целей используются пять компонентов комплексного лечения: 1) тренинг
родительской компетентности; 2) визиты на дому/ведение отдельных случаев антисоциального
поведения; 3) когнитивно-поведенческий тренинг социальных навыков; 4) тренинг но обучению; 5)
вмешательство, основанное на обучении в классе. Вмешательства, вроде программы «быстрый путь»,
осуществляются в сотрудничестве с родителями, учителями и психологами. Преимущества программы
состоят в том, что она направлена на недостатки и детерминанты, на которые указывалось в
исследованиях, в ней используются процедуры терапии, обладающие некоторой эмпирической
поддержкой.
Первоначальные свидетельства о результатах в конце первой ступени этой программы
показывают, что взаимоотношения проблемных детей со сверстниками несколько улучшаются,
улучшается учеба детей и в целом атмосфера в классе; снижаются проблемы в поведении и
применяются специальные образовательные ресурсы; в процессе этой программы изменяются
установки родителей и ценности (Coie, 1997; Conduct Problems Prevention Research Group, 1999a, 1999b).
Первоначальные результаты многообещающи, но только время подскажет, достигнет ли такое
всеобъемлющее вмешательство намеренной долгосрочной цели и сможет ли предотвратить
хронические проявления антисоциального поведения и улучшить психосоциальные и учебные
показатели. Вскоре будут ясны показатели детей, прошедших третью ступень программы.
Хотя уже сделано много замечательных достижений в лечении и предупреждении проблем
поведения, еще предстоит много работать. Главный вывод, который надо сделать из усилий по
вмешательствам, за прошедшие 100 лет состоит в том, что степень успеха или неудач в лечении
антисоциального поведения зависит от типа и серьезности проблем поведения ребенка и связанных с
ними факторов риска и предупреждения (Kazdin & Wassel, 1999). Детям со средними проблемами
поведения из большинства нормальных семей среднего класса, как правило, приносит пользу
вмешательство родителей, семьи или школы, а дети с серьезными или постоянными проблемами из
семей с дисфункциями и с плохими соседями получают мало пользы, если вообще что-то приобретают
от такого рода вмешательств. Хотя интенсивные вмешательства для детей с серьезными проблемами
поведения и достигают небольших и краткосрочных целей, степень нормализации и долгосрочного
влияния этих методов еще предстоит определить (Kazdin, 1995).
Итоги раздела
- Несмотря на значительные усилия помочь детям и подросткам с проблемами поведения, не
существует вмешательств, которые были бы полностью эффективными. Однако использование
некоторых методов может быть успешным.
- Основной составляющей тренинга родительской компетентности является обучение родителей
изменять поведение своего ребенка дома.
- Основная предпосылка когнитивного тренинга навыков разрешения проблем состоит в том, что
ошибочные восприятия и оценки межличностных событий провоцируют антисоциальные реакции.
Главное, меняется поведение ребенка за счет изменения его способа мышления в социальных
ситуациях.
- Многосистемная терапия — это интенсивный метод лечения, в котором участвуют все члены
семьи, школьный персонал, сверстники, работники исправительных учреждений и другие люди,
Hosted by uCoz