Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 537 
Next page End  

психические расстройства. Методов, помимо содержания под надзором или временного снятия
симптомов, не существовало. К чести Фрейда, он был одним из первых, кто отверг подобный
пессимизм и указал на новые возможности лечения, открыв источники психических расстройств в
раннем детстве (Fonagy & Target, 2000). Хотя Фрейд полагал, что индивидам присущи врожденные
влечения и склонности, которые сильно влияют на их развитие, но он же считал, что опыт также играет
в психопатологии определяющую роль. Возможно, впервые течение психических расстройств
перестали считать необратимым; появилась возможность помочь и детям, и взрослым посредством
создания подходящей среды, организации грамотного лечения или совокупности этих методов.
Психоаналитическая теория оказала значительное влияние на совершенствование наших
представлений о причинах и лечении психических расстройств. Возможно, наиболее важным для
развития детской патопсихологии было то, что Фрейд придал смысл психическому расстройству, связав
его с опытом детства (Rilling, 2000). Его радикальная теория включила онтологические понятия в
понимание психопатологии в то время, когда официально признанная на тот момент детская
психиатрия и психология буквально игнорировали развитие в период раннего детства. Вместо того
чтобы связывать патологии с одиночными, специфическими причинами (характерная черта модной в то
время модели лечения), психоаналитическая теория подчеркивала, что личность и состояние
психического здоровья имеют множество причин, и что итоговые результаты лечения зависят в
большой степени от взаимодействия процессов развития и ситуативных факторов, которые изменяются
в течение человеческой жизни непредсказуемым образом. (Fonagy & Target, 2000). Тем самым,
благодаря трудам Фрейда, на детскую психику перестали смотреть как на немотивированную и
малозначимую, увидев в детях существ, находящихся порой в состоянии смятения и стремящихся
установить контроль над своими биологическими потребностями и быть принятыми обществом через
микромодель семьи (Freud, 1909/1953).
Идеи, основанные на теории Фрейда, продолжали развиваться в первой половине XX в., когда
клиницисты и теоретики стали отходить от некоторых его ранних воззрений и привносить в область
психоанализа
новые взгляды. Однако в последние годы подход к детской патопсихологии с позиций
психоаналитической теории стал меньше влиять на клиническую практику и теорию, во многом из-за
популярности феноменологического (описательного) подхода к психопатологии, отраженного в DSM и
аналогичных системах (Costello & Angold, 1995). Тем не менее важно помнить, что современные
нозологии (попытки классифицировать психические расстройства согласно описательным категориям),
в сущности, являются неонтологическими в своих подходах. Вместо того чтобы попытаться, как это
делает психоанализ Фрейда, описать развитие болезни в контексте развития индивида, нозологии,
подобные нозологиям Диагностического и статистического руководства (DSM-IV-TR) (American
Psychiatric Association, 2000), стараются обнаружить общие знаменатели, которые описывают
проявления расстройства в определенных возрастных рамках (Achenbach, 1995). Несмотря на
обоснованную
критику и отсутствие эмпирических подтверждений психоаналитической теории и ее
многочисленных производных (таких как теория объектных отношений), идея взаимосвязи между
нормальным и патологическим развитием детей продолжает привлекать большое внимание как одна из
моделей изучения детской патопсихологии.
Бихевиоризм. Развитие основанных на исследовании методов лечения детей, подростков и
семей в целом восходит к зарождению бихевиоризма в начале 1900-х гг. Аналогичные методы
отражены в экспериментальных исследованиях Павлова, которые заложили основы классического
обусловливания, и в классических исследованиях обусловливания в устранении детских страхов (Jones,
1924; J. В.
Watson & Rayner, 1920). Поначалу Джон Уотсон, «отец бихевиоризма», намеревался
объяснить концепцию Фрейда в более научных, с его точки зрения, терминах, порожденных новой
теорией классического обусловливания, по сути являющейся теорией научения.
Как это ни парадоксально, Уотсон, возможно, вдохновился психоаналитическими теориями
Фрейда в большей степени, чем предполагал. Когда он пытался объяснить такие термины, как
«бессознательное» и «перенос» на языке обусловленных эмоциональных реакций (и тем самым
дискредитировать фрейдовскую теорию эмоций), он, фактически, стал одним из первых ученых,
исследовавших идеи Фрейда в этом ключе (Rilling, 2000). Врезка 1.3 освещает некоторые из научных
амбиций Уотсона и его знаменитый эксперимент с маленьким Альбертом, слава которого, как вы
видите, вышла далеко за пределы научной лаборатории.
Врезка 1.3
Маленький Альберт, сильные страхи и секс в рекламе
Hosted by uCoz