Navigation bar
  Print document Start Previous page
 224 of 537 
Next page End  

отказывался посещать занятия, и школьный психолог направил его на обследование по поводу
возникших негативных симптомов. После того как в седьмом классе Эрик перешел в новую школу им
овладела тревожность, он загрустил, появились жалобы на плохое самочувствие и обнаружилась
гипервентиляция. [Гипервентиляция — увеличенная по отношению к метаболической продукции
двуокиси углерода альвеолярная вентиляция, при которой альвеолярное давление двуокиси углерода
имеет тенденцию к снижению ниже нормального. — Примеч. ред.] Поначалу Эрик посещал новую
школу, но к середине сентября каждое утро, когда надо было идти учиться. он начинал жаловаться
на сильные головные боли. Мальчик стал пропускать занятия, а к концу сентября его отвращение к
школе усилилось настолько, что он почти перестал ходить на уроки. После нескольких бесед с Эриком
и его родителями школьная администрация позволила ему перейти на постоянное домашнее обучение
(адаптировано из Kearney, 1995).
Хотя для большинства детей первые школьные уроки являются волнующими и радостными,
впоследствии у многих возникает нежелание ходить в школу, а у некоторых школа вызывает настолько
сильный страх и тревогу, что они вовсе отказываются посещать ее. Эти дети могут притворяться
больными, позволить незначительному ухудшению самочувствия задержать их дома или по-
настоящему заболеть. Отказ ходить на занятия или уходы с уроков формируют поведенческий паттерн
отказа от посещения школы. Он возникает у тех, кто с утра отказывается идти в школу, но приходит
на последние уроки, у тех, кто с утра идет в школу, но уходит из нее, не дожидаясь конца учебного дня,
у тех, кто идет в школу с таким ужасом, что потом умоляет о разрешении остаться дома, и у тех, кто не
приходит в школу в течение всего дня (Kearney, 1995, 2000). Отказ от посещения школы встречается в
равной степени у мальчиков и у девочек и обычно возникает в возрасте от 5 до 11 лет. Чрезмерный и
беспричинный страх перед школой обычно появляется в дошкольном возрасте, в детском саду или в
первом классе и достигает своего пика во втором классе. Тем не менее поведенческий паттерн отказа от
посещения школы может возникнуть в любое время и сформироваться в более позднем возрасте, как
это произошло с Эриком. Дети, отказывающиеся посещать школу, могут жаловаться на головные боли,
расстройство желудка или на боль в горле как раз в тот момент, когда нужно отправляться на занятия.
Получив разрешение остаться дома, они «начинают чувствовать себя лучше», однако это «улучшение»
длится лишь до следующего утра и «проходит», когда наступает время школьных занятий. Чтобы не
ходить в школу, ребенок может умолять, плакать и отказываться покидать дом, и даже проявлять
симптомы паники. Поведенческий паттерн отказа от посещения школы зачастую формируется вслед за
тем периодом, когда ребенок находился дома и проводил с родителями больше времени, чем обычно
(например, после непродолжительной болезни, праздников или летних каникул). В других случаях
отказ от посещения школы может следовать за стрессовым событием, например: сменой школы (как это
произошло с Эриком), несчастным случаем или смертью близкого человека или любимого домашнего
животного.
У многих детей страх перед школой действительно представляет собой тревожное расстройство
в связи с разлукой. Однако нежелание или отказ посещать школу могут возникать по многим иным
причинам. Большинство детей, отказывающихся посещать школу, имеют средний или выше среднего
уровень интеллектуального развития. Поэтому можно предположить, что вовсе не низкая успеваемость
является причиной отказа посещать школу. Иногда страх перед школой может быть вызван
необходимостью подчиняться учителям и школьным правилам, отличающимся от домашних, что
непривычно для ребенка, или же опасениями оказаться в окружении незнакомых детей, которые
отнесутся к новичку неблагожелательно. Некоторые дети испытывают страх перед школой, боясь
насмешек, поддразнивания, издевательства со стороны других детей или замечаний и строгого
отношения к себе со стороны учителя. В других случаях, особенно при переходе в новую школу, отказ
посещать занятия вызван иррациональным или преувеличенным страхом оказаться отверженным
сверстниками либо смущением, которое возникает при ответе в классе или во время переодевания в
присутствии незнакомых еще одноклассников. Эрик, например, чрезвычайно боялся встречи с новыми
одноклассниками и учителями, его очень тревожили перемены, когда нужно было переходить из одной
аудитории в другую, необходимость устных ответов на некоторых занятиях и уроки физкультуры. Он
отказывался посещать школу прежде всего потому, что боялся негативной социальной оценки, и в
меньшей степени потому, что хотел привлечь к себе внимание родителей (Kearney & Silverman, 1993,
1996). Дети, у которых сформировались поведенческие паттерны отказа от посещения школы,
нуждаются в медицинской помощи. В противном случае могут возникать негативные длительные
последствия. В результате пропуска занятий начинает заметно ухудшаться успеваемость и существенно
Hosted by uCoz