Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 537 
Next page End  

Примечание: Приступ паники как таковой не является диагностируемым расстройством.
(Источник: DSM-IV-TR copyright 2000 АРА.)
Приступы паники достаточно легко распознаются у взрослых, но существуют некоторые
разногласия по поводу того, как часто они встречаются у детей и подростков (Kearney & Allan, 1995).
Хотя приступы паники у маленьких детей чрезвычайно редки, они распространены у подростков
(Ollendick, 1998; Ollendick, Mattis & King, 1994). В связи с этим было выдвинуто предположение о том,
что у маленьких детей еще недостаточно развиты когнитивные навыки, которые позволили бы им
неверно интерпретировать сигналы как ведущие к катастрофе, что обычно происходит в эпизодах
паники (например, учащенные удары сердца зачастую интерпретируются как начало сердечного
приступа) (Nelles & Barlow, 1988). Однако результаты исследований говорят о том, что на самом деле
маленькие дети способны на такие неверные истолкования (Mattis & Ollendick, 1997а).
Если ограниченные когнитивные способности не препятствуют приступам паники у маленьких
детей, то почему в таком случае они возникают у них реже, чем у подростков? В результате
проведенного исследования была обнаружена связь между возникновением приступов паники и
пубертатным статусом у 754 девочек шестых и седьмых классов. Важным моментом является то, что
увеличение числа случаев паники было связано с пубертатным развитием, а не с увеличением возраста
(Hayward et al., 1992). Влияние пубертатного развития на тревожные расстройства у женщин в общем
подтверждается тем, что у девочек 6-8 классов, имеющих симптомы этих расстройств, пубертатный
период начался, в среднем, на 5 месяцев раньше, чем у их сверстниц (Hayward, Killen, Wilson &
Hammer, 1997). Спонтанные приступы паники редко возникают до наступления периода пубертатного
развития, в основном они связаны с ним. Поскольку на подростковый возраст приходится пик
возникновения этого расстройства, можно предположить, что физические изменения, сопутствующие
пубертатному периоду, оказывают критическое влияние на возникновение паники.
Каким образом появляются физические симптомы реакции «борьбы и бегства», если подросток
до начала приступа паники не испытывает страха? Согласно одной из гипотез, эти симптомы могут
быть вызваны другим состоянием, отличным от страха. Ребенок может испытывать дистресс по какой-
либо причине, что увеличивает выработку адреналина и иных соединений, которые могут
продуцировать симптомы паники. Повышенный уровень адреналина может химическим образом
удерживаться в крови даже после того, как стрессовая ситуация завершилась. Согласно другой
гипотезе, ребенок может иметь несколько учащенное дыхание, которое приводит к легкой
гипервентиляции, что также может вызывать симптомы реакции «борьбы и бегства». Поскольку
учащение дыхания практически незаметно, ребенок привыкает к нему и не осознает, что
гипервентиляция связана с приступами паники.
Согласно третьей гипотезе, некоторые дети, особенно подростки, которые постоянно следят за
своим телом, придают слишком большое значение нормальным физическим изменениям,
происходящим в их организме (Barlow, 1988).
Паническое расстройство
Клаудиа: Нападение ниоткуда.
Шестнадцатилетняя Клаудиа смотрела телевизор после небогатого событиями школьного
дня. Внезапно ее охватило сильное ощущение головокружения и удушья, словно ей не хватало воздуха.
Ее сердце стало стучать так быстро, что, казалось, вот-вот разорвется. Приступ паники протекал
так стремительно и был таким интенсивным, что Клаудиа запаниковала и решила, что у нее
сердечный приступ, от которого она умрет. У нее возникло сильное потоотделение и началась дрожь,
ей казалось, что комната вращается вокруг нее. За две минуты эти ощущения достигли пика... но это
был седьмой приступ, пережитый Клаудией в течение этого месяца. Она в отчаянии побежала к
матери и в очередной раз стала умолять доставить ее в приемный покой скорой помощи.
У некоторых подростков, переживающих повторяющиеся приступы паники, не возникает
последующей тревоги. У других, как у Клаудии, нарастают тревожные симптомы и развивается
паническое расстройство. У подростков с паническим расстройством происходят повторяющиеся
неожиданные приступы на протяжении, по крайней мере, 1 месяца; между приступами возникает
постоянное беспокойство о последствиях и наблюдаются заметные изменения в поведении. У детей,
переживших большое число приступов паники, развивается значительная вторичная тревога, и они
Hosted by uCoz