Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 537 
Next page End  

Розали Рейнер Уотсон:
Я не могу полностью сдерживать свою любовь к детям. Меня считают самым плохим
бихевиористом, потому что время от времени мне очень хочется нарушить все правила. Мне нравится
помогать детям, когда они завязывают узлами пижаму своего папы и подкладывают щетки для волос
в чужую постель. Я люблю повеселиться и посмеяться. Бихевиористы считают смешки признаком
неадекватности. Поэтому когда дети хотят похихикать, мне приходится делать строгое лицо или
прогонять их в их комнаты (R. Watson, 1930/1996).
Этот пример и эксперимент с маленьким Альбертом иллюстрируют важность осторожного
отношения к любым «новым» достижениям и идеям, которые сначала могут показаться панацеей,
способной устранить давнишние проблемы. Как подтвердит любой родитель со стажем, никакие
быстрые методики или универсальные решения в области воспитания детей не помогут нам справиться
с проблемами детей; успешное воспитание детей — это отчасти навык, отчасти мудрость и отчасти
везенье. Тем не менее семьи, социум и общественные ценности играют весомую роль в определении
успешности и ценности современных теорий воспитания.
Совершенствование методов лечения
В сравнении с последующими годами, период с 1930 по 1950 г. был периодом затишья в
исследованиях и лечении детской психопатологии, исключение составляли немногочисленные
сообщения в 1930-х гг.,
описывавшие лечение обособленных проблем, таких как ночное недержание
мочи (О. Н. Mowrer & W. M. Mowrer, 1938), заикание (Dunlap, 1932) и страхи (F. В. Holmes, 1936;
Weber, 1936). Вследствие научных изысканий XIX в. ничего кардинально не изменилось, и
большинство детей с интеллектуальными или психическими расстройствами по-прежнему содержались
в интернатах. Однако эта практика стала подвергаться все большей критике в конце 1940-х гг., когда
исследования Рене Шпица подняли серьезные вопросы о вредном влиянии интернатской жизни на рост
и развитие детей (R. Spitz, 1945). Он обнаружил, что у младенцев, воспитанных в интернатах без
нормального физического контакта со взрослыми и определенной стимуляции с их стороны, возникали
серьезные физические и эмоциональные проблемы. Были предприняты усилия по закрытию интернатов
и помещению более зависимых и трудных детей в приемные семьи или «групповые» дома. В течение 20
лет, с 1945 по 1965 г., отмечалось быстрое уменьшение числа детей, живущих в интернатах, тогда как
количество детей в приемных семьях и «групповых» домах росло.
В течение 1950-х гг. и в начале 1960-х появилась поведенческая терапия как системный подход к
лечению детских и семейных проблем. Эта терапия была основана на принципах оперантного и
классического обусловливания, заложенных в лабораторной работе с животными. В своей ранней
форме эти основанные на лабораторной работе приемы по изменению нежелательного поведения и
формированию адаптивных способностей резко контрастировали с доминировавшими
психоаналитическими подходами, которые делали упор на разрешение внутренних конфликтов и
неосознанных мотивов. Сначала поведенческая терапия фокусировала внимание на детях с задержкой
психического развития или серьезными нарушениями, по отношению к которым психоаналитическая
практика считалась неэффективной или даже неприменимой. Значительная часть этой работы
проводилась в интернатах или учебных классах, где, как считалось, обеспечивалась возможность
внешнего контроля, необходимого для эффективного изменения поведения.
Итоги раздела
- Ранние биологические объяснения детской патопсихологии склонялись в пользу поиска
причины проблемы в самом индивиде, что иногда приводило к слишком упрощенным или неточным
представлениям об истинных причинах нестандартного поведения.
- Ранние психологические подходы стремились объединить базовые знания о врожденных
процессах со знаниями об условиях среды, формирующих поведение, эмоции и когнитивные
способности.
- Повышенное внимание, уделяемое в последние годы проблемам детей и подростков, привело к
заметному повышению их жизненного уровня в широком смысле, включающем в себя и состояние их
психического здоровья. Это произошло благодаря все большему общественному признанию особого
статуса и потребностей детей и большей чуткости, проявляемой обществом в этих вопросах на
Hosted by uCoz