Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 537 
Next page End  

сохранении дружеских отношений. Некоторые из их проблем взаимоотношений со сверстниками
связаны со специфическим дефицитом навыков распознавания чужих эмоций, особенно эмоций
скрываемых и меняющихся (Southam-Gerow & Kendall, 2000). Как свидетельствуют результаты
исследований, сверстники относятся к детям с тревожными расстройствами неоднозначно (Р. С.
Kendall, Panichelli-Mindel, Sugarman & Gallahan, 1997). Если ребенок с тревожным расстройством
страдает еще и депрессией, он, как правило, бывает непопулярен среди сверстников (С. С. Strauss,
Lahey, Frich, Frame & Hynd, 1988).
Тревога и депрессия
Говоря о сопутствующих расстройствах, мы выяснили, что риск их возникновения связан с
типом или особенностями того тревожного расстройства, которым страдает ребенок. Социофобия,
генерализованное тревожное расстройство и тревожное расстройство в связи с разлукой в детском
возрасте чаще связаны с депрессией, чем специфическая фобия. Диагноз депрессии также чаще
ставится тем детям, у которых обнаруживается одновременно несколько тревожных расстройств, и тем,
у кого возникают серьезные проблемы, связанные с повседневной деятельностью (Bernstein, 1991).
Глубокая, не вызывающая сомнений взаимосвязь между тревогой и депрессией у детей и
подростков заслуживает дальнейшего обсуждения (Р. С. Kendall & Brady, 1995; Mesman & Koot, 2000a,
2000b). Ведет ли тревога к депрессии, являются ли тревога и депрессия одним и тем же заболеванием с
разными клиническими признаками, которые различаются только степенью тяжести, или же тревога и
депрессия являются различными заболеваниями, возникающими по различным причинам, но
имеющими некоторые общие черты?
(L. D. Seligman & Ollendick, 1998; Zahn-Waxler, Klimes-Dougan &
Slattery, 2000)
Тревога в сочетании с депрессией возникает у детей более старшего возраста, в отличие от
тревоги, не сопровождающейся депрессией, которая характерна и для младших детей, и для подростков.
В большинстве случаев симптомы тревоги предшествуют симптомам депрессии (Brady & Kendall, 1992;
D. A. Cole, Peeke, Martin, Truglio & Seroczynski, 1998). Симптомы тревоги и депрессии могут плохо
различаться у младших детей и становятся более различимы у подростков и у детей, страдающих одним
из этих расстройств (D. A. Cole, Truglio & Peeke, 1997; Gurley, Cohen, Pine & Brook, 1996).
Концепция «негативной аффективности» полезна для понимания сходств и различий между
тревогой и депрессией (N. J. King, Ollendick & Gullone, 1991a; V. V. Wolfe & Finch, 1987). Негативная
аффективность — это постоянное негативное настроение, отражающееся в нервозности, грусти, гневе и
чувстве вины. Напротив, позитивная аффективность выражается в таких состояниях, как радость,
энтузиазм и энергичность. Негативная аффективность коррелирует и с тревогой, и с депрессией, в то
время как позитивная аффективность отрицательно коррелирует с депрессией, но является независимой
переменной по отношению к тревоге (D. Watson, Clark & Carey, 1988). В общем дети, страдающие
тревогой, не отличаются от детей, страдающих депрессией в отношении негативного аффекта, что дает
возможность предположить, что лежащая в основе негативная аффективность является общей как для
тревоги, так и для депрессии. Более того, различие между тревожными и депрессивными детьми может
заключаться в большей позитивной аффективности детей, страдающих тревожностью (Lonigan, Carey &
Finch, 1994). Изучение негативных эмоциональных симптомов у детей в общем подтверждает
существование трех различных паттернов тревоги, депрессии и страха, причем тревога соотносится с
негативным аффектом, депрессия — с низким позитивным аффектом, а страх — с физиологическим
чрезмерным возбуждением (Chorpita, Daleiden, Moffitt, Yim & Umemoto, 2000; Joiner & Lonigan, 2000;
Lonigan, Hooe, David & Kistner, 1999).
Внешние факторы, воздействие которых вызывает тревожные расстройства, отличаются от
внешних факторов, воздействие которых вызывает депрессивные состояния. Это свидетельствует о том,
что тревога и депрессия являются различными заболеваниями. Например, угрожающие жизни события,
такие как физическая опасность или риск потерять кого-то из родителей, связаны с симптомами
тревоги, но не депрессии. Напротив, смерть члена семьи или стресс в семье, связаны с депрессией, но не
тревогой (Eley & Stevenson, 2000).
Итоги раздела
- У детей, страдающих тревожными расстройствами, могут наблюдаться нарушения
когнитивных процессов, связанных с памятью, вниманием, языком и речью.
Hosted by uCoz