Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 537 
Next page End  

Определение психических расстройств
Изучение патологического поведения часто делает нас более осторожными в отношении
описания поведения других людей. Чей стандарт «нормальности» мы используем, и кто решает, когда
имеет место отклонение от этого произвольного стандарта? Отражается ли патологическое поведение в
какой-то одной области, такой как настроение или поведение, или на всей личности?
Хотя не существует простых ответов на эти вопросы, но непридуманные трудности Джорджины
требуют, чтобы мы пришли к определенному согласию в отношении того, что будем понимать под
психическим расстройством. Независимо от того, имеем ли мы дело с детьми, подростками или
взрослыми, психическое расстройство традиционно определяют как паттерн поведенческих,
когнитивных, эмоциональных или физических симптомов, демонстрируемых
индивидом. Подобный
паттерн связан с одной (или более) из следующих характерных особенностей:
- Человек демонстрирует определенную степень дистресса, проявляющегося в чувствах страха
или уныния.
- Его поведение указывает на определенную степень функциональной неспособности, или он
страдает нарушением в одной или нескольких важных сферах деятельности, включая физическую,
эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
- Дистресс и неспособность увеличивают риск дальнейших страданий или осложнений,
например: смерти, боли, инвалидизации или значительной потери свободы (American Psychiatric
Association [АРА], 2000).
Учитывая тот факт, что мы иногда демонстрируем временные признаки дистресса, нарушенной
трудоспособности или патологического поведения, оказываясь в необычных обстоятельствах (таких как
потеря любимого человека), это определение синдрома или паттерна исключает обстоятельства, когда
подобные реакции являются вполне объяснимыми и уместными согласно понятиям нашей культуры.
Кроме того, данные три особенности психического расстройства характеризуют лишь то, что индивид
делает или не делает при определенных обстоятельствах, но ничего не говорят о причинах или значении
ненормального поведения для конкретного лица. В отличие от такого подхода к определению
психического расстройства, оценку нарушенного функционирования следовало бы дополнить оценкой
сильных и слабых сторон личности в процессе ее развития. Поведение, мышление и физическое
состояние ребенка являются важными составляющими при определении его способности к адаптации к
конкретным условиям жизни.
Значимость отношений. Хотя патологию часто определяют как паттерн, демонстрируемый
индивидами, зависимость детей от их окружения означает, что многие детские проблемы лучше
описывать в ракурсе отношений, а не ограничиваться рамками индивидуального сознания. Многие из
этих отношений, например отношения с членами семьи, включают в себя важные аспекты зависимости,
заботы и доверия. Другие отношения связаны с более широкой социальной сетью сверстников и
неродных взрослых, влияющей на формирование поведения ребенка. Дети в любом возрасте — это
активные, полные жизни существа, которые влияют на свое окружение и подвергаются его
воздействию, поэтому их психологический портрет почти всегда отражает подобные интеракции. Даже
в случае тяжелых расстройств развития, таких как аутизм, реакции детей на окружение являются
следствием взаимодействия их врожденных способностей научения и возможностей, обусловленных
средой.
Ярлыки описывают поведение, а не людей. Очень важно помнить, что термины, используемые
для описания патологического поведения, не изображают самих людей; они описывают только
паттерны
поведения, которые могут появляться, а могут и не появляться в определенных
обстоятельствах. Мы должны всячески избегать распространенной ошибки отождествления человека с
расстройством, которую отлично иллюстрируют такие выражения, как «отсталый ребенок» или
«аутичный ребенок». Соответственно, в нашей работе мы проводим грань между ребенком и
расстройством, используя такие фразы, как «Рамон — ребенок с психической отсталостью», вместо
«Рамон психически отсталый». Дети, подобные Рамону, обладают множеством других качеств, которые
не должны быть затенены общими характеристиками или негативными ярлыками.
Вдобавок, проблемы, с которыми сталкиваются дети, могут быть следствием их попыток
приспособиться к патологическим или просто необычным условиям. Дети, страдающие хроническими
заболеваниями, должны адаптироваться к индивидуальному лечебному режиму и к негативным
реакциям со стороны сверстников. Дети, о которых недостаточно заботятся или с которыми жестоко
Hosted by uCoz