Navigation bar
  Print document Start Previous page
 260 of 537 
Next page End  

которое связано с тревожным состоянием и реакцией избежания. В процессе лечения применяются
разнообразные техники, в числе которых моделирование, ролевые игры, внешнее воздействие,
релаксация и условное подкрепление. Терапевты используют социальное подкрепление для мотивации
и вознаграждения детей, которых также учат награждать самих себя за достижение положительных
результатов. Детей учат осуществлять самоконтроль, поднимаясь по четырем ступеням плана FEAR
(страх) (Р. С. Kendall & Treadwell, 1996):
F = (feeling frightened) Чувствуешь страх? (опознавание тревожных ощущений и соматических
реакций на тревогу)
Е = (expecting) Ожидаешь, что произойдет что-то плохое? (осознание негативных ожиданий в
ситуациях, вызывающих тревогу)
А = (actions and attitudes) Действия и установки, которые позволяют эффективно решать
проблемы (разработка плана устранения тревожных мыслей и осуществление самоконтроля;
определение возможных эффективных в данной ситуации действий)
R = (results and rewards) Результаты и вознаграждение (оценка собственного успеха и адекватное
самовознаграждение).
Программа состоит из 16-20 занятий, которые проводятся в течение 8 недель. Для закрепления
приобретенных навыков дети должны постоянно применять их в тревожных ситуациях, возникающих
дома и в школе. Контрольная оценка результатов показала, что несмотря на то, что реализация
программы занимает всего 8 недель, лечение оказывается очень эффективным. У большинства детей
наблюдается ослабление тревожности, у 74% детей устраняются симптомы первичного расстройства к
концу терапии, и у 54% вообще не проявляются симптомы какого-либо тревожного расстройства. Эти
показатели сохранялись в течение 1-3 лет после окончания курса лечения. Показательно, что
сохранение в памяти принципов самоконтроля по методу FEAR было связано с положительными
результатами лечения (Р. С. Kendall, 1994; PC. Kendall & Southam-Gerow, 1996; P. С. Kendall et al., 1997).
Медикаментозное лечение тревожных расстройств
Для устранения симптомов тревоги у детей и подростков используются разнообразные
фармакологические средства (Bernstein, 1994; Kutcher, Reiter & Gardner, 1995), зачастую в сочетании с
бихевиоральной терапией и когнитивно-бихевиоральными методами лечения. Распространенными
фармакологическими средствами являются трициклические антидепрессанты, бензодиазепины и
селективные ингибиторы серотонина (SSRIs) (A. J. Alien, Leonard & Swedo, 1995). Небольшое число
контрольных исследований не позволяет определить эффективность данных препаратов при лечении
тревожных расстройств у детей (Kearney & Silverman, 1998); однако клинические испытания и
исследования предоставляют некоторые сведения о том, как можно использовать эти препараты
(Kutcher et al., 1995). Результаты пробных испытаний на 9-18-летних детях и подростках, страдающих
несколькими тревожными расстройствами одновременно, свидетельствуют о том, что флуоксетин
(Prozac) особенно эффективен при лечении тревожного расстройства в связи с разлукой и при лечении
социофобии, но не очень эффективен в случае генерализованного тревожного расстройства (Fairbanks et
al., 1997).
Были получены убедительные результаты, свидетельствующие об эффективности селективных
ингибиторов серотонина при лечении обсессивно-компульсивного расстройства (March et al., 1998;
Rapoport, 1998). Наиболее эффективным является применение селективных ингибиторов серотонина в
сочетании с техникой внешнего воздействия и техникой устранения реакции избежания. Дети, которых
лечили, используя лишь один из этих методов, продолжали проявлять некоторые симптомы обсессивно-
компульсивного расстройства (R. A. King, Leonard & March, 1998). Комбинированные подходы могут
также повысить эффективность лечения и свести к минимуму возможности рецидивов после
прекращения медикаментозной терапии (Piacentini & Graae, 1997).
Результаты исследований эффективности фармакологических средств при лечении других
тревожных расстройств противоречивы (Popper, 1993). Хотя клинические испытания позволяют
говорить о возможной пользе фармакологических средств при устранении симптомов тревоги, в целом
статус этих препаратов в лечении специфических тревожных расстройств у детей (отличных от
обсессивно-компульсивного расстройства) не определен (Р. С. Kendall et al., 1997).
Участие семьи
Hosted by uCoz