Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 537 
Next page End  

ограничение социальных контактов. Иногда состояние печали и уныния у подростков, подверженных
депрессии, может приводить к негативным действиям, таким как язвительные злые замечания, крик или
деструктивное поведение. Подростки, которые страдают депрессией, могут употреблять алкоголь или
наркотики для того, чтобы облегчить свое состояние.
-
Изменение жизненных установок. У таких детей и подростков развивается чувство
собственной никчемности и низкая самооценка. Они считают себя неадекватными и думают, что другие
люди оценивают их так же. У них может измениться отношение к школе, и в связи с этим ухудшается
успеваемость. Они начинают бояться будущего и убеждают себя в том, что обречены в жизни на
неудачи, часто задавая следующие вопросы: «Что толку беспокоиться об этом?» или «Какой смысл
пытаться это делать?» Когда такие переживания становятся интенсивными, возрастает риск суицида.
-
Мышление. Дети и подростки, страдающие от депрессии, поглощены собственными мыслями и
концентрируют внимание на переживаниях. Они сосредоточены на самих себе и могут быть излишне
самокритичны и застенчивы. Мыслительные процессы нарушаются, теряется способность к здравому
рассуждению и преобладает пессимистический взгляд на будущее. Им бывает трудно
концентрироваться, вспоминать и принимать решения. Такие дети могут также винить себя за любую
неудачу.
-
Физические изменения. У таких детей и подростков наблюдаются нарушения сна и
расстройства, связанные с приемом пищи. Обычным явлением бывает потеря аппетита и частые
пробуждения среди ночи или рано утром, также присутствует постоянное чувство усталости. Типичны
такие замечания, как: «Она всегда заторможена» или «Я чувствую постоянную усталость». Также
возникают жалобы физического характера: на головную боль и боль в желудке, тошноту, на
продолжительные боли разного рода и упадок сил.
Мы представляем себе детей, страдающих депрессией, как плачущих или тихо всхлипывающих
вдали от всех, в полном одиночестве у себя в комнате, но в действительности многие дети проявляют
свое депрессивное состояние совершенно по-другому. Дети, страдающие депрессивным расстройством,
могут быть раздражительными или капризными, расстраиваться по любому незначительному поводу,
например из-за потери какой-нибудь мелкой детали одежды (такой как пуговица). Они могут часто
спорить, подвержены резкой смене настроений, бывают плаксивыми, что вызывает большие трудности
в общении с ними. Плохое настроение у таких детей может приводить к приступам гнева или вспышкам
ярости; что вызывает раздражение у других людей и может сделать ребенка отверженным среди
сверстников. С помощью такого поведения ребенок пытается избежать своих болезненных
переживаний, связанных с депрессией. Поскольку не все подростки имеют при этом печальный и
унылый вид, родители и учителя зачастую не догадываются, что такое беспокойное поведение является
признаком депрессии (W.M. Reynolds & Johnston, 1994b). Иллюстрацией этому служит признание
матери подростка, страдающего от депрессии:
Мой сын не мог сохранять контроль над собой. Он очень плохо вел себя в школе и дома —
набрасывался с руганью на каждого, кто оказывался рядом с ним. А мы очень злились на него и не
догадывались о возможной депрессии (К. Levine, 1995, стр. 42, 44).
История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков
Не так давно высказывались серьезные сомнения относительно возможности депрессии в
детском возрасте. В основе этого заблуждения лежали традиционные психоаналитические теории,
которые рассматривали депрессию как результат неприятия или раздражения, обращенного внутрь
самого себя, обычно в связи с какой-нибудь действительной потерей или с тем, что воспринимается как
потеря. Считалось, что дети не имеют достаточно развитого суперэго для того, чтобы направить
агрессию против самих себя, поэтому психоаналитики приходили к выводу о том, что дети не способны
переживать депрессию (Rochlin, 1959). Другая ошибочная точка зрения заключалась в том, что
симптомы депрессии считались нормальными и временными проявлениями, присущими определенным
стадиям детского развития, — убеждение, которое также оказалось ложным. Депрессия для детей и
подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых (Lewinshn, Rohde & Seeley,
1998).
Когда был признан факт существования детской депрессии, появилась одна
общераспространенная точка зрения, согласно которой депрессия у детей выражается не так, как у
взрослых, — часто не прямым, а скрытым образом. Эти научные взгляды нашли выражение в
Hosted by uCoz