Navigation bar
  Print document Start Previous page
 267 of 537 
Next page End  

Рене Спитц (Renee Spitz) описал состояние, названное им как анаклитическая (несамостоятельная)
депрессия (anaclitic depression), при которой у малолетних детей, выросших в нормальной, но
эмоционально холодной обстановке государственных детских приютов, наблюдаются реакции, сходные
с симптомами депрессивного расстройства. У них проявляются слезливость, отчуждение, апатия, потеря
веса, нарушение сна, общее замедление развития, а в некоторых случаях даже наступает смерть. Хотя
Спитц связывал эту депрессию с отсутствием «материнской заботы» и возможности сформировать
привязанность, вероятно также, что здесь играют роль и другие факторы, связанные с физическими
заболеваниями и эмоциональными и сенсорными депривациями. [Эмоциональная депривация —
отсутствие (обычно в раннем возрасте) межличностного и/или социального общения; сенсорная
депривация — уменьшение или отсутствие внешней информации или возможности ее восприятия,
обычно приводит к психологическим и поведенческим расстройствам. — Примеч. ред.]
Также стало очевидным, что подобные симптомы могут иметь место у детей, воспитанных не
только в приютах, а в тяжелой атмосфере неблагополучных семей, где мать страдала депрессией
(Weissman et al, 1987), не уделяла ребенку достаточно времени, мало общалась с ним (Pianta, Egeland &
Erickson, 1989) или применяла к нему физическую силу (см. главу 14). У детей, выросших в такой
семейной обстановке, могут наблюдаться расстройства сна, потеря аппетита, чрезмерная привязчивость,
а также могут возникать состояния тревожности, плаксивость и уныние.
<Депрессия у малышей, воспитанных в приютах, имеет внешние признаки, аналогичные тем,
которые обнаруживаются при депрессивных состояниях у взрослых людей.>
Дети дошкольного возраста, страдающие депрессией, могут казаться угрюмыми и печальными.
Им обычно недостает богатства фантазии, живости и энтузиазма в игре, которые характерны для
большинства дошкольников. Они могут проявлять чрезмерную привязчивость и вечно хныкать около
матери, у них также возникают тревожные состояния, вызванные неоправданными опасениями разлуки
и одиночества. Кроме того, их очень огорчает, когда что-то делается не так, как они хотят.
Депрессивные дети дошкольного возраста бывают раздражительны без видимых на то причин. У них
могут отмечаться негативные и самоуничижительные высказывания и характерные жалобы на
физическую боль, например на боль в желудке.
В дополнение к симптомам, наблюдающимся у дошкольников, дети школьного возраста,
страдающие депрессией, проявляют повышенную раздражительность, у них проявляется деструктивное
поведение, вспышки гнева и драчливость. По признанию родителей, такого ребенка «ничто не радует,
он ненавидит себя и все, что его окружает». Дети дошкольного возраста выглядят печальными, но
зачастую не склонны рассказывать о своем внутреннем состоянии. Физические жалобы, возникающие у
детей школьного возраста, выражаются в потере веса, головных болях и нарушениях сна. Общие
трудности, которые приходится испытывать таким детям, связаны с учебой и взаимодействием со
сверстниками, что подразумевает частые драки и жалобы на отсутствие каких-либо друзей или на то,
что ребенка дразнят. Начиная с этого возраста, могут случаться попытки суицида.
Кроме симптомов, характерных для детей младшего возраста, у 7-10-летних школьников,
находящихся в депрессивном состоянии, развивается низкая самооценка, начинают преобладать
самообвинения, постоянное чувство печали и уныния, и возникают трудности в социальном
взаимодействии («социальная заторможенность»). Ребенок может говорить: «Я — тупой» или «Мне
никто не нравиться». Такие дети отгораживаются даже от собственной семьи. У ребенка может
развиться бессонница или, наоборот, чрезмерное желание спать. Общими являются и такие симптомы,
как нарушение питания.
У более старших детей (тинейджеров) усиливается раздражительность, теряется ощущение
удовольствия, пропадает интерес к жизни и страдает учеба. Чаще обычного происходят ссоры с
родителями по поводу обычных проблем, возникающих между родителями и детьми, таких как выбор
друзей или время возвращения домой вечером. Другими симптомами, характерными для этого возраста,
являются негативное представление о своих физических данных, заниженная самооценка и
застенчивость. Присутствуют следующие физические симптомы: чрезмерная усталость, упадок
жизненных сил, потеря аппетита и нарушения сна. Тинейджеры, страдающие от депрессии,
испытывают одиночество, чувство вины, постоянно упрекают себя за что-то, у них появляется
ощущение собственной никчемности, мысли о суициде и его попытки.
Уныние, безучастность и раздражительность являются существенными факторами для
диагностики депрессивного расстройства, поскольку многие из симптомов и форм поведения, которые
мы описали, могут присутствовать у детей с нормальным развитием или у детей с другими
заболеваниями или расстройствами. Кроме того, каков бы ни был возраст ребенка, имеющиеся
Hosted by uCoz