Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 537 
Next page End  

обращения к врачу по поводу депрессии, имеют меньшую вероятность излечения от депрессивного
расстройства (Goodyer, Herbert, Tamplin, Secher & Pearson, 1997). Даже те из них, кто выздоравливает
после депрессии, продолжают испытывать некоторые сложности, связанные с их социальными
взаимоотношениями (Kovacs & Goldston, 1991).
Более, чем дисфорическая окраска настроения, социальная отчужденность является симптомом,
который точнее всего отличает детей и подростков, страдающих депрессией, от тех, у кого имеются
другие расстройства (Kovacs & Cooper, 1993; Kovacs, 1987). Дети и подростки, подверженные
депрессии, часто проводят много времени в одиночестве, проявляя мало заинтересованности в том,
чтобы встретиться с друзьями, их деятельность носит однообразный характер. Социальная
отчужденность может отражать неспособность устанавливать взаимоотношения с другими людьми,
возможно, связанную с проявлениями негативизма, раздражения и агрессии по отношению к
окружающим; дефицит навыков социального общения, например умения начать разговор или умения
заводить друзей; и незнание того, как себя вести с другими людьми (Altman & Gotlib, 1988). Социальная
отчужденность, отсутствие стремления к социальному взаимодействию и негативные реакции со
стороны других людей могут самым серьезным образом повлиять на социальное развитие человека.
Таким образом, детям и подросткам, страдающим депрессией, недостает опыта социальных
взаимоотношений, — опыта, который вырабатывал бы у них эффективные навыки общения и
способствовал развитию здоровых социальных взаимоотношений (Kovacs, 1997; Kovacs & Goldston,
1991).
Дети и подростки, страдающие депрессией, пользуются неэффективными способами разрешения
проблем, которые ставит перед ними социальная ситуация. Например, они меньше применяют
активные, сфокусированные на данной проблеме способы овладения ситуацией, и предпочитают
оставаться пассивными, тяжело переживая свои трудности и подолгу размышляя над ними (Hammen &
Rudolph, 1996). Тинейджеры, страдающие депрессией, могут к тому же принимать неверные решения
при столкновении с социальными проблемами, например, начинают нить или употребляют наркотики в
ответ на разрыв взаимоотношений со своим другом или подругой. Примером этому может служить
признание Пэйдж, 17-летней девушки:
Я была так несчастна, что не заботилась о себе и не думала о собственной безопасности. Я
много пила и часто курила марихуану. Временами я доходила до такого состояния, что не отдавала
себе отчета в том, что со мной происходит. Однажды ночью, наверное, целое стадо парней
занималось со мной сексом, когда я была под кайфом и ничего не соображала. Я никогда ничего не
помнила, на следующий день мне все рассказывали другие. У меня было несколько достаточно скверных
знакомств с молодыми людьми. Я могла встречаться с парнями, которые укрепляли во мне
представление о самой себе как об уродливой, глупой и взбалмошной особе. Я проливала слезы о своем
первом мальчике и начала встречаться с 20-летним парнем, у которого была собственная квартира и
который играл в джаз-оркестре. У него были татуировки на руках и животе. Я могла встречаться с
парнями просто потому что впадала в угнетенное состояние, даже если они мне не нравились. Я могла
выбирать тех парней, кто находился в депрессии или тех, кто не нравился моим родителям (Solin,
1995b).
Интересно отметить, что способность к пониманию, необходимая для установления
соответствующих социальных взаимоотношений, по-видимому, в основном не нарушена у детей и
подростков, страдающих депрессией. Они в большинстве случаев, так же как и другие, способны
принимать сознательные решения по поводу встающих перед ними проблем межличностного
характера, и так же, как и другие, решают задачи, связанные с социальными познаниями (Kovacs &
Goldston, 1991). Однако, как мы видим в случае с Пэйдж, нарушения в социальном поведении находятся
в полном несоответствии с их пониманием сущности социальных взаимоотношений.
Семейные проблемы
У депрессивных детей и подростков складываются плохие взаимоотношения с родителями,
братьями и сестрами (Chiariello & Orvaschel, 1995). Они сообщают о том, что испытывают социальную
изоляцию и предпочитают быть одни, а не в кругу семьи (Larson, Raffaelli, Richards, Hamm & Jewell,
1990). В семейных взаимоотношениях детская социальная изоляция может свидетельствовать не о
нарушениях навыков общения, а скорее отражает желание ребенка избежать конфликтов. Было
Hosted by uCoz