Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 537 
Next page End  

чтобы делать самооценку. С появлением конкретного операционного мышления дети начинают
сравнивать себя с другими путем самооценки. Примерно в этом же возрасте у депрессивных детей
фиксируются низкие самооценки и расстройства настроения (Rehm & Carter, 1990). Таким образом,
вместе с развитием чувства собственной компетентности у детей 10-12 лет может формироваться
депрессивное мышление, которое иногда сохраняется на протяжении юности (Garber, Weiss & Shanley,
1993).
Несмотря на то что для депрессивных подростков характерно негативное мышление,
взаимосвязь между негативным мышлением и депрессией остается не до конца выясненной (Joiner &
Wagner, 1995; Kaslow et al., 1994). Необходимо владеть более полной информацией о том, как
развивается негативное мышление. Является ли оно результатом того, что родители плохого относятся
к своему ребенку и отвергают его? Имеется ли связь между негативным мышлением матери и ребенка
(Stark, Schmidt & Joiner, 1996)? Как когнитивная уязвимость по отношению к депрессии
взаимодействует со стрессом (Hammen & Rudolph, 1996; Hilsman & Garber, 1995)? Необходимо
проведение длительных исследований для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся
роли когнитивных процессов в развитии депрессии у людей юного возраста.
Другие теории депрессии
Теории самоконтроля рассматривают депрессивных подростков, фокусируя внимание на тех
трудностях, которые возникают у них в организации своего поведения при достижении долгосрочных
целей. Такие подростки испытывают также дефицит навыков самоконтроля, самооценки и
самоподкрепления. В результате, они избирательно уделяют внимание событиям только негативного
характера и непосредственным результатам своей деятельности. Они устанавливают слишком высокие
требования к себе, создают негативные причинные установки, оставляют себе мало возможностей для
получения самовознаграждения, и применяют чересчур суровые самонаказания. Проведенные
исследования наводят на мысль о том, что для детей, страдающих депрессией, характерен дефицит
перечисленных навыков, хотя выводы, сделанные на основе этих исследований, носят ограниченный
характер (Rehm & Sharp, 1996).
Межличностные концепции рассматривают разрывы во взаимоотношениях между людьми как
главный причинный фактор возникновения и сохранения депрессивного состояния (Bemporad, 1994;
Coyne, 1976; Gotlib & Hammen, 1992). Поведение депрессивных подростков вызывает неприятие у
других людей, раздражает и расстраивает членов их семей. Когда подросток начинает все более
осознавать то, как его воспринимают другие, он испытывает еще большую потребность в общении,
бессознательно и назойливо стремится восстановить утраченное доверие, что, в свою очередь, ведет к
дальнейшему неприятию со стороны окружающих (Joiner, 1999). Межличностные концепции также
предполагают, что детская депрессия имеет в семье определенную функцию - например уменьшает
конфликты между родителями.
Нейробиологические концепции детской и подростковой депрессии уделяют внимание роли
генетической предрасположенности и нейробиологических процессов. Были выявлены определенные
нейробиологические патологии, хотя результаты исследований, проведенных среди детей и подростков,
страдающих депрессией, гораздо менее убедительны, чем результаты, полученные при исследовании
взрослых людей (Emslie, Weinberg, Kennard & Kowatch, 1994). Мы рассмотрим возможные
биологические факторы, влияющие на развитие депрессивного расстройства, в следующем разделе,
посвященном причинам возникновения депрессии.
Концепции социального окружения исследуют взаимосвязь жизненных обстоятельств,
приводящих к стрессу и депрессии. Некоторыми жизненными факторами, связанными с
возникновением депрессивного расстройства, являются: низкий социальный статус, безработица,
отсутствие одного из родителей, большая семья и недостаточная социальная поддержка (Compas, Grant
& Ey, 1994). Жизненные стрессовые события могут быть связаны с депрессией различными путями
(Biderman & Spencer, 1996b). В некоторых случаях депрессия представляет собой непосредственную
реакцию на некоторые жизненные события, например на потерю родителя. В других случаях, при
наличии генетической предрасположенности, происходит взаимодействие генетических и стрессовых
факторов. В рамках данной концепции была создана модель предрасположенности и стресса.
Возникновение депрессии зависит от взаимодействия генетических и стрессовых факторов. Негативные
жизненные события также могут формировать негативный когнитивный стиль, что предполагает
впоследствии развитие детской депрессии. Наконец, депрессия может самым худшим образом
Hosted by uCoz